Уральские бренды стали чаще объединяться для расширения аудитории

Бренды, которые уже закрепились на рынке и приобрели лояльных клиентов, все чаще объединяются в каких-то проектах с другими компаниями. Например, совместно выпускают новую продукцию или устраивают показ коллекции одежды в одном из местных баров, тем самым взаимно рекламируя друг друга. Подобное сотрудничество брендов, не требующее больших финансовых вложений, называют коллаборацией. Чем ценен этот инструмент для малого и среднего бизнеса, выяснял корреспондент "РГ".
Креативный кластер "Домна", открывшийся в Екатеринбурге в этом году, стал местом, где самый разный бизнес может получить помощь в продвижении.
Креативный кластер "Домна", открывшийся в Екатеринбурге в этом году, стал местом, где самый разный бизнес может получить помощь в продвижении. / Татьяна Андреева/РГ

Многие сталкивались с примерами коллабораций в работе и жизни, например, участвуя в спортивных марафонах или конференциях, которые организуют и финансируют несколько предприятий, или получая при покупке товара в магазине подарочный купон другой компании. Сами предприниматели отмечают, что это хороший способ расширить аудиторию и познакомить потенциальных клиентов со своими услугами. Скажем, на Урале ювелирный бренд и кофейня затеяли совместную кампанию.

- У меня была идея продавать кофе в стаканчиках, используя при их оформлении наш узнаваемый символ - незабудку, - рассказывает основательница бренда ювелирных изделий Moonswoon Ольга Локшина. - Кофейне понравилась задумка. Дело оставалось за малым: разработать и протестировать фирменный напиток и дизайн стаканов. К слову, они были сделаны из биокартона, который разлагается за несколько дней, - мы используем экологичную упаковку для всех наших продуктов.

По ее словам, цель коллаборации была в том, чтобы закрепить образ бренда в сознании потребителей и порадовать клиентов любимым напитком. Как итог - вокруг двух брендов формируется сообщество их ценителей, и это далеко не все подряд. Партнерство строится на конкретных ценностях: серебряные украшения привлекают покупателей современным дизайном и качеством, а завсегдатаи кофейни могли оценить новый вкус.

Кроме выпуска совместного продукта бизнесы часто выступают партнерами в организации мероприятий. Три года назад основатель коммуникационного агентства "О"Смысле" Никита Гринь предложил книжному магазину в торговом центре Екатеринбурга организовать лекторий. Проект запустился настолько успешно, что собственник книготорговой сети решил закупить для площадки проектор и экран, и встречи стали регулярными.

Новичкам хоть и хотелось бы, но сложно объединиться с продвинутыми компаниями из-за разной клиентской базы

- Сейчас мы используем разные площадки города, привлекая на лекции от 20 до 100 человек. Поскольку дополнительный трафик необходим самим заведениям, они охотно работают с нами на бартерных условиях. Спикеры же выступают бесплатно, ведь лекторий позволяет им стать более узнаваемыми, в том числе привлечь клиентов, - поясняет Никита Гринь. - Доход от билетов при этом покрывает расходы на продвижение участников и организацию встреч.

На таких лекциях, которые читают всевозможные эксперты - психологи, маркетологи, фитнес-тренеры, обычно нет свободных мест. И для слушателей есть приятный бонус: книжный магазин предлагает им скидку на весь ассортимент. Но предприниматель делает важный акцент: коллаборации выгодны только в том случае, если бренды имеют примерно равные ресурсы, а их аудитории пересекаются. К примеру, новичкам хоть и хотелось бы, но сложно объединиться с продвинутыми компаниями из-за разной клиентской базы.

В каких сферах кооперация бизнеса наиболее популярна? Без сомнения, это индустрия моды. Здесь коллаборанты удивляют потребителей новыми, порой неожиданными сочетаниями. Скажем, летом в креативном кластере "Домна" показали коллекцию молодых дизайнеров с принтами в виде граффити. Показ состоялся в рамках фестиваля "Стенограффия", участники которого расписывают стены городских объектов. Одежда соединила творчество уличных художников и творцов моды.

- Мы в свою очередь решили нанести на изделия традиционную роспись тагильских подносов. Эти узоры мне знакомы с детства, но народный промысел мало раскручен, хотя у него огромная история. Поначалу я не знала, как аудитория воспримет тагильский розан на пуховиках: не все хотят носить вещи с такими элементами. Но спрос на них оказался высокий, - делится опытом уральский дизайнер Наталья Мишукова.

Это не самый типичный пример коллаборации, так как принт с розанами разрабатывали по техзаданию Натальи. Художница была скорее подрядчиком, чем вдохновителем коллекции, но в любом случае эффект достигнут: аудитория, заказывая одежду с росписью, делает более узнаваемой, популяризирует местную традицию, а значит, отчасти и возрождает исконный уральский промысел.

Кстати

Советы по созданию коллабораций от Никиты Гриня:

- Необходимо использовать харизму лидера, который сможет убедить собственника другого бренда в том, что проект будет полезен обеим сторонам. Быть настойчивым. К примеру, я лично пришел в книжный магазин, чтобы донести свою идею до его владельца.

- Показать взаимную выгоду. Вне зависимости от величины аудитории бренда вы можете найти точки соприкосновения, где выгода станет очевидной и измеримой. Мы предложили приводить определенное количество слушателей на площадку два раза в неделю.

- Нести ответственность за площадку партнера, на которой реализуется ваш проект, соблюдая чистоту и порядок, и за договоренности, которые вы установили между собой.

Между тем

Создавая коллаборации, фирмы не всегда стремятся сэкономить на продвижении, порой они создают дополнительную ценность бренда, выступая спонсорами некоммерческих проектов. Так, "Лаборатория Касперского" инвестировала в археологические раскопки древнего поселения на греческом острове Санторини и к своему 25-летнему юбилею выпустила лимитированную коллекцию подарков "Акротири". В деревушке с таким названием археологи нашли артефакты кикладской культуры возрастом около 5000 лет.

Другая IT-компания вложилась в разработку и производство одежды, чтобы поддержать малый бизнес. "Авито" совместно с одним из продавцов платформы выпустили брендированную продукцию "Первооткрыватели", средства от продажи достанутся основателю коллекции. Кстати, рекламную кампанию в поддержку отечественных предпринимателей сервис запустил еще в июне, ее героями стали реальные бизнесмены, которые размещают свои товары и услуги на онлайн-площадке.