Поделиться

Как индустрия Челябинской области приспособилась к санкциям

На Южном Урале подводят экономические итоги уходящего года. Власти констатируют: несмотря на сложности, промышленный комплекс региона выстоял, более того, начал адаптироваться к новым условиям. С учетом этого строятся и обнадеживающие прогнозы.

Цифры позитивны

В областном минэкономразвития с удовлетворением отмечают: по итогам 9 месяцев 2022-го регион занял третье место в стране по производству яиц, шестое - по объему отгруженной продукции обрабатывающей промышленности, восьмое - по производству всех видов мяса, девятое - по обороту в общественном питании. В других сферах тоже все неплохо: область стала 11-й по объему платных услуг населению, 12-й - по вводу жилья и обороту розничной торговли, 19-й - по объему инвестиций в основной капитал.

Индекс промышленного производства (ИПП) за 10 месяцев составил 98,5 процента, что расценивается как добрый знак, ведь темпы общей стагнации соответствуют состоянию индустрии. В минэкономразвития, например, прогнозируют, что годовое снижение не превысит одного процента, а такое замедление в сложившейся ситуации равносильно одержанной на экономических фронтах важной победе.

Помощь подоспела вовремя

По словам министра экономического развития Челябинской области Натальи Лугачевой, эти цифры вселяют уверенность в том, что все получится как надо: предприятия региона адаптировались к внешним условиям, и не последнюю роль в этом сыграли меры господдержки. На федеральном уровне разработано более 300 таких инструментов. Самые финансово емкие из них - программы льготного кредитования для базовых отраслей. По данным на середину ноября, федеральный пакет помог вовлечь в оборот на Южном Урале дополнительно около 80 миллиардов рублей. Но и сама область не скупилась на преференции, подготовив для местных предприятий собственные программы (сегодня реализуются 49 из 54).

Особенностью 2022-го стал переход от возвратных форм поддержки, которые получили распространение в период пандемии, к невозвратным - субсидиям и грантам. Кроме того, с мер оперативного реагирования, "экстренного пожаротушения", акцент стал смещаться на инструменты длительного действия, что также объяснимо. Рано или поздно волна санкций схлынет, и тогда очень пригодятся запущенные сейчас инвестиционные проекты.

Начиная со следующего года, прогнозируют в минэкономразвития, темпы роста областной экономики будут в коридоре 1-4 процента

Их в работе около 300 на сумму более 500 миллиардов рублей. Среди крупных и известных - строительство завода по выпуску минеральных удобрений в Карабаше, сырьем для которых послужит серная кислота, полученная при обработке медной руды. Транспортная концессия по модернизации троллейбусной сети в Челябинске также предусматривает немалые вливания - 11 миллиардов рублей. Еще один емкий проект по производству металлического цинка - в Верхнем Уфалее, где ранее около двух тысяч человек лишились работы с закрытием градообразующего предприятия. Итогом этих и других программ станет появление 9 тысяч рабочих мест.

Общий фон, отмечают в минэкономразвития, позволяет делать вполне оптимистичные прогнозы: начиная со следующего года темпы роста областной экономики будут в коридоре 1-4 процента.

Фактор денег

Финансовый регулятор, в свою очередь, отмечает позитивные моменты. Так, инфляция в регионе в октябре составляла 10,5 процента, и это ниже, чем в целом по стране (12,6). В сентябре ИПП впервые с весны показал положительную динамику, увеличившись на 6 процентов к аналогичному периоду прошлого года, в чем эксперты также усматривают косвенное доказательство адаптации бизнеса.

Между тем потребительские настроения в начале осени были не слишком радужными, аналитики связали это с ростом неопределенности в экономике и частичной мобилизацией. А вот ценовые ожидания предприятий после всплеска в первом полугодии начали успокаиваться, и теперь их амплитуда ниже, чем в стране и федеральном округе. Кредитно-денежные условия эксперты назвали нейтральными: они не препятствуют получению кредитов компаниями, но и не создают повышенного спроса на них.

На 1 октября обязательства южноуральских предприятий перед банками исчислялись 688 миллиардами рублей, за 9 месяцев заемщикам выдано около 500 миллиардов, что сопоставимо с результатами аналогичного периода прошлого года. Но все действительно вздохнули с облегчением, когда размер просрочки уложился в четыре процента. Качество портфеля поддерживают программы реструктуризации кредитов, что временно снижает долговую нагрузку на производства.

Банк России воздействует на спрос и цены с помощью ключевой ставки и сигналов, касающихся дальнейших изменений в этой чувствительной для экономики сфере, поясняет заместитель управляющего челябинским отделением ЦБ Наталья Кузьмина. В обычных условиях кредитно-денежная политика нацелена на возвращение инфляции к плановым значениям. Однако сегодняшний спад не классический и повышенная инфляция не результат "перегрева" экономики. Меняют сам ее потенциал, трудовые, производственные ресурсы, технологии.

Ставка и стратегия

Накануне ноября, с одной стороны, фиксировалось замедление инфляции. С другой - разгонялись проинфляционные силы, обусловленные растущим напряжением в геополитике, ухудшением мировой экономики в целом. Два этих противодействующих фактора пришли в некий баланс, поэтому ключевую ставку регулятор решил пока не менять: сейчас путем ее увеличения ограничивать спрос неверно, ведь он и без того остается сдержанным. Выбрана в итоге политика постепенного снижения инфляционных значений.

Впрочем, не все промышленники согласны с принципом постепенности. Ранее депутат Госдумы от Челябинской области Валерий Гартунг, выступая на заседании правления регионального Союза промышленников и предпринимателей, заметил: следует быстрее двигаться к ключевой ставке, равной 4-4,5 процента. Тогда банки будут ссужать деньги предприятиям примерно под 7 процентов, а это уже подъемно для машиностроительных компаний, которые по факту являются локомотивом промышленного и технологического развития. Если ставка заметно пойдет вниз, резюмировал депутат, менее острой станет потребность в льготных кредитах, и тогда больше средств из казны можно будет направлять на импортозамещение и развитие реального сектора.