Согласно первому законопроекту, банки и МФО с начала 2024 года будут рассчитывать долговую нагрузку заемщиков, которые берут потребительские кредиты, и сообщать о рисках и штрафах за неуплату, если на кредиты будет уходить больше половины дохода. Второй законопроект уменьшает максимальную ставку по кредитам и максимальный размер суммы всех платежей по договору займа.
Член комитета Евгений Савченко во время обсуждения инициатив заявил, что граждане закредитованы, а ставки кредитов завышены.
В ответ Артамонов высказал мнение, что бурному развитию микрофинансирования способствуют крупные банки, которые по умолчанию относятся к потенциальным заемщикам с подозрением, а Центробанк не проводит нужную работу, чтобы процесс отрегулировать. А из-за большого объема невозвратов "микрокредиторы" пытаются перекрыть потери за счет высоких процентов. При этом микрофинансовых организаций не было бы, если бы банки доверяли заемщикам.
"У нас везде презумпция виновности. Человек пришел в банк, ничего не нарушил, но рассматривается уже как потенциальный преступник", - сказал Артамонов.
В то же время, если убрать сейчас МФО с рынка, то их место мгновенно займет теневой сектор, поэтому нужна выверенная политика по изменению ситуации, подчеркнул законодатель. Он добавил, что в январе или начале февраля у членов комитета будет учеба в Центральном банке, и этот вопрос обсудят с Эльвирой Набиуллиной.
В свою очередь, вице-спикер СФ Николай Журавлёв сообщил, что на пленарное заседание палаты в пятницу приглашены представители регулятора, которые расскажут, сколько денег задолжали россияне микрофинансовым организациям.