22.12.2022 19:17
    Поделиться

    Реклама микрофинансовых организаций может измениться

    Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предлагает минэкономразвития внести изменения в законодательство о рекламе и обязать микрофинансовые организации (МФО) публиковать информацию о персональном банкротстве, давать ссылку на ресурсы помощи закредитованным гражданам в рекламе своих микрозаймов. Такая практика уже применяется в некоторых странах.

    Президент Владимир Путин в начале декабря поручил правительству и ЦБ до 1 июня 2023 года упростить внесудебное банкротство физлиц. "Внесудебное банкротство подходит только просуженным должникам - то есть тем, в отношении которых процедура исполнительного производства уже завершилась. Эти люди сначала должны пройти довольно долгий путь судебных тяжб. Как следствие, к внесудебному банкротству мало кто прибегает", - сказал "Российской газете" председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, отметив, что анонсированные меры президента - своевременные.

    По его словам, с января по сентябрь этого года было возбуждено 4710 таких банкротных дел. Всего с момента появления внесудебного банкротства с сентября 2020 года им воспользовалось только 12 тысяч человек. "Для того чтобы сделать судебное банкротство более доступным, предлагаем отменить платные газетные публикации о банкротстве, которые в настоящее время являются обязательными для должника", - добавил он.

    Также, по мнению Янина, необходимо подключить к работе, кроме арбитражных управляющих, специалистов, которые будут бесплатно помогать заемщикам заполнять формы, необходимые для подачи заявления в суд. Например, нотариусов.

    Вместе с тем правозащитники предлагают создать специальную структуру, которая получит полномочия для подготовки таких заявлений - это может быть, например, институт финансового омбудсмена. Среди предложений есть и идея разработать и внедрить бесплатное приложение для помощи потенциальным банкротам, например, по аналогии с американским TurboTax of bankruptcy. При этом предлагается усилить контроль за работой так называемых раздолжнителей, юридических фирм, которые обещают списать долги или помочь обанкротиться, а на самом деле заняты сбором денег с отчаявшихся заемщиков.

    "Банкротство - это крайняя мера, единственный шанс для людей, которые не могут вернуть долги. Нельзя лишать их возможности начать финансовую жизнь с чистого листа. Пока из-за высокой стоимости банкротства получается, что заемщики не могут получить доступ к праву, которое им гарантировано законом", - подчеркнул Янин.

    Банкротство - аварийный выход при сложностях, но эта процедура должна оставаться крайней мерой

    Эксперт проекта Народного фронта "За права заёмщиков" Михаил Алексеев согласился с необходимостью отменить платные газетные публикации. "Никакой пользы ни должнику, ни кредитору от этого требования нет. За последние пять лет никто так и не смог объяснить, для чего эти публикации нужны, если существует Федресурс, где также публикуются сведения о банкротах", - указал он.

    Однако, по его мнению, идея обязать МФО публиковать информацию о банкротстве в своих рекламных объявлениях вряд ли будет эффективной. Потребитель с психологической точки зрения уверен в своих силах и концентрируется лишь на выгодности предложения. При этом дополнительные требования к МФО приведут к еще большим тратам на полиграфию и оповещения, на изменения в рекламных конструкциях, а это, несомненно, отразится на стоимости продукта и ляжет на плечи клиентов, считает Алексеев.

    Поделиться