Только во времена моего детства военруки ходили в штатском, а "калаши" и танки были предыдущего поколения.
"Официально моя должность называется руководитель по военно-патриотическому воспитанию, - поясняет офицер. - Но часто по привычке называют и военруком".
Уточняет: если буду писать, то не называть офицером запаса. Он в запасе, подполковник Александр Михайлов. Всего одна буква, но отличает кадрового военного от штатского. Военные запаса - это кто не служил. А ветераны в запасе.
Я в Беларуси, а школа - в Минске.
В российских школах со следующего года вводят курс начальной военной подготовки. Можно написать не "вводят", а "возвращают", т.к. допризывная подготовка была еще во времена СССР. Все люди старшего возраста на постсоветском пространстве знают, кто такой военрук. Если тебе за 50, то сможешь разобрать и собрать автомат. Даже если по какой-то причине не служил в армии: руки-то со школы помнят. А того же возраста дам в школе учили бинтовать раны и накладывать жгуты.
История сделала виток, и российские школьные ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) дополнят военной подготовкой. Но это наше будущее. А в любое будущее всегда хочется заглянуть, вот и корреспондент "РГ" не устоял. В качестве "машины времени" поезд Москва - Минск. В Беларуси уже делают то, что мы только разрабатываем.
Школа, в которой я окунаюсь в свое детство, особая. Расположена у МаскоскЄм раёне - это один из девяти административных районов Минска. Здесь высокая концентрация школ, их 36. В каждой создать тир и научно-методическую базу - затратно. Поэтому всем необходимым оборудовали одну школу, 170-ю, присвоив ей статус районного Центра допризывной подготовки. Произошло это 11 лет назад, т.е. еще до введения военруков (они в школах с прошлого года).
В августе составляют график, и далее 35 школ по очереди отправляют сюда классы: 10-й и 11-й. База отличная: в подвале тир, стрелковые галереи.
"Классы у нас становятся взводами, выбирается командир", - рассказывает директор 170-й школы Елена Рябова.
Каждый класс-взвод учится военному делу пять дней непрерывно: ежедневно по 7 уроков, сочетаются допризывная и медицинская подготовка.
"Преподаватели у нас штатные, но профориентацию проводят офицеры и курсанты Военной академии, сотрудники Института погранслужбы, а также академий МВД и МЧС", - уточняет директор.
"Кстати, танк наш, белорусский, - с гордостью замечает подполковник в запасе Михайлов. - Могу запустить фильм сначала, будете смотреть?"
Это чисто белорусская черта: невероятная гордость за свою армию, бережное отношение к технике, грамотная эксплуатация. Но, строго говоря, танков в Беларуси не выпускают. "72-ка" советского производства, хотя и пережившая глубокую модернизацию на ремзаводе в Борисове. Военрук тоже родом из СССР, ветеран-пограничник, в 1980-ые служил на границе с Афганистаном.
Да, вот еще: в Беларуси сапожник всегда с сапогами. У Александра Валентиновича Михайлова две дочери, и обе офицеры: капитан и майор. Супруга тоже в погонах - династия.
А директор школы, Елена Викторовна, в разговоре сыпет военными терминами. С улыбкой поясняет: "Я дочь офицера, все детство в гарнизонах".
Подполковник Михайлов подводит корреспондента "РГ" к предмету особой гордости - экспозиции "Буйничское поле". На этом поле летом 1941 года наши на 10 суток задержали фашистов, рвущихся к Могилеву. На наши позиции шли 70 вражеских танков. Бой шел 14 часов. Красноармейцы сожгли 39, остальные отступили. События описаны в романе Константина Симонова "Живые и мертвые". Над Буйничским полем развеян прах и самого Симонова.
И вообще, вся Беларусь - живой урок истории. В школьных лекциях делают акценты на таких темах, как "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны", глубоко погружаются в историю подпольщиков и партизан. По приказу министра обороны за каждой школой закреплена как минимум одна воинская часть.
"За нами - отдельный 56-й Тильзицкий полк связи ВВС и ПВО, - говорит директор. - Там школьники проходят строевую подготовку, изучают химзащиту и инженерное дело. Летом в полку старшеклассники проводят пятидневные военно-полевые сборы".
Из 170-й школы перемещаюсь в одну из школ района. Хотел написать: в обычную. Но она не обычная. Слава о 101-й школе вышла за рамки района и даже Минска. О том, что в одной из белорусских школ военруком работает уникальный человек, я узнал еще в Москве. Сергей Алексеевич Мещеряков, в недавнем прошлом - командир бригады спецназа, затем начштаба МВД Беларуси, обладатель крапового берета. На уроках ученики видят не просто учителя, а полковника. И это событие: офицер спецназа в краповом берете! Таких увидишь только в кино...
"Я в обойме замдиректора школы по воспитательной работе, - по-военному четко рубит полковник Мещеряков. - Задача: воспитывать в мальчишках и девчонках патриотизм, готовить к защите Отечества".
По штатному расписанию военрук - работник системы образования, но фактически он на стыке двух ведомств. Два главных закона - кодекс Республики Беларусь об образовании и закон "О воинской обязанности и воинской службе".
Ведет уроки ОБЖ (три класса по 35 часов), проводит Уроки мужества, водит в музеи. Сергей Алексеевич создал в своей школе объединение "Патриот" и отряд "Память". Его подопечные обучены стрелять на уровне среднего бойца, выполняют упражнения военно-физической эстафеты. Еще на военруке взаимодействие с ДОСААФ, проведение игр "Зарничка", "Зарница", "Аты-баты, буду солдатом!". Он же сопровождает школьников в воинские части, где их погружают в армейский быт.
Особая задача - помогать военкоматам отбирать лучших для поступления в военные академии. Естественно, в основе отбора моральная мотивация, успеваемость и здоровье. Но и материальный аспект никогда не лишний. В белорусских военных вузах стипендия выше, чем в гражданских. "492 рубля у курсанта-первокурсника, - информирует Сергей Алексеевич. А это близко к зарплате молодого специалиста на гражданке. При этом курсант одет и обут. Если командует отделением - доплата, если президентский стипендиат - еще плюс 200 рублей".
Для сравнения: даже повышенная (круглый отличник) стипендия студента-медика - 110 руб.
Чтобы перевести белорусский рубль в российский, умножайте на 26.
Но если с армией в результате все хорошо, то у всех школ кадровый голод на военруков. Скорее всего, и нас это ждет.
На первый взгляд, не проблема, есть же целая армия военных пенсионеров.
"Далеко не каждый офицер справится, - считает полковник Мещеряков. - Если говорить о "технарях", то большинство вообще для школ не подходят. Какой педагог из техника самолета? Я бы выбирал кадры из командиров и замполитов. И то не каждому это по силам. Я сам, поработав в школе, считаю, что учителям надо при жизни памятники ставить, особенно - педагогам начальной школы".
Это говорит офицер, командовавший бригадой спецназа!
По его мнению, и России надо серьезно отнестись к кадровой проблеме. Если мы хотим получить военруков (не важно, как будет называться эта должность), то о педобразовании офицеров надо думать не после их увольнения из армии, а - до.
Кстати, школы от этого только выиграют. Среди педагогов преобладают женщины, а с трудными подростками учителю порой надо поговорить "как мужик с мужиком". Мещерякову специально водят "трудных", с которыми никто не справляется. Эффект превосходит ожидания. Впрочем, особого феномена в этом нет. В душу подростка глубже проникают слова, сказанные человеком, который для него он идеал настоящего мужчины - сильного, спокойного, твердого, мудрого.
И вообще, введение НВП вернет мужчин в наши школы. Главное, чтобы пришли настоящие.
Кстати, и в Беларуси, и в России есть Пост N 1. У нас он в Москве, у Кремля. В Минске - на площади Победы. У нас службу несут солдаты Президентского полка. Это элитная часть. В Минске - школьники, лучшие из лучших, из разных столичных школ и гимназий, по очереди. За год на Пост N 1 в Минске заступают 900 подростков. Для чего три месяца занимаются строевой: по 2-3 часа в день.
"Раньше девочки у нас обычно занимались медициной, мальчики проходили обучение по программе допризывной подготовки, - рассказывает директор 101-й школы Жанна Викторовна Сакович. - С прошлого года министерство образования разрешило выбирать. Если девчата хотят проходить допризывную подготовку, то - пожалуйста. И наоборот".
По оценке белорусских педагогов, девушки прекрасно справляются с курсом подготовки, а маршировать обучаются быстрее, чем хлопцы.
У 101-й школы есть и еще одна изюминка. Здесь проводят балы с участием будущих офицеров: приглашают курсантов-второкурсников военной академии, их дамы - девочки 10-го и 11-го классов. В этой школе учат танцевать с младших классов. А будущих офицеров танцевать никто не учит - ни в Беларуси, ни в России. Но если есть достойный повод, такой, как подготовка к балу, - курсанты приходят в школу, с ними занимается хореограф.
Так ли важны сегодня танцы? А почему нет. Вспомните знаменитые кадры кинохроники 1945 года, где наши офицеры и солдаты-победители кружатся в вальсе на площадях освобожденной от фашистов Вены.
Бой с фашистами опять в разгаре. Рано или поздно, но вальсы на площадях освобожденных городов опять зазвучат.