"Дончан, которые живут под ежедневными обстрелами и выполняют свою работу, можно считать героями". Автор неофициального гимна Донбасса Владимир Скобцов рассказал о своих концертах на передовой

Идеологическая и политработа на фронте и в тылу не менее важна, чем сами боевые действия, потому что во многом именно от нее зависит успех на передовой. А стихи и музыка подходят для этого лучше всего.
Песня Владимира Скобцова "Донбасс за нами" известна широкому слушателю и получила статус неофициального гимна Донбасса.
Песня Владимира Скобцова "Донбасс за нами" известна широкому слушателю и получила статус неофициального гимна Донбасса. / Руслан Мельников/РГ

Так считает донецкий поэт и исполнитель, автор неофициального гимна Донбасса "Донбасс за нами" Владимир Скобцов, выступающий на передовой и в госпиталях с 2014 года.

- Солдат из меня никакой: у меня инвалидность, протезированные тазобедренные суставы, ни бегать, ни долго ходить я не могу, поэтому делаю для победы то, что в моих силах. Слово и язык, которые во многом управляют нашим поведением, играют большую роль в этой войне. Ведь и сам конфликт возник на языковой почве. Можно сказать, я веду политработу в войсках и среди мирного населения. Доношу четко сформулированные идеологемы в песенной форме. Солдату необходима политинформация. Но как она будет звучать? Если в казенном виде, то она может вызвать внутреннее отторжение. А вот политинформация под гитару - это же совсем другое дело. Она помогает солдату лучше осознать, за что он воюет, а мирным жителям - понять, почему их расстреливает противник, - рассуждает Владимир.

При каждой возможности он отправляется с концертами к линии соприкосновения, чтобы поддержать бойцов. Некоторые командиры поначалу скептически относились к таким поездкам, но увидев, как меняются после выступлений их подчиненные, благодарят музыканта и приглашают снова.

- А я, в свою очередь, вижу, насколько был прав Хемингуэй, когда говорил, что чем ближе к передовой, тем больше там встречаешь замечательных людей. Много общаюсь с бойцами. Некоторые просят: напиши песню про меня, а я отвечаю, что уже написал, но ты просто еще не услышал. Я ведь действительно пишу и буду писать в первую очередь о тех, кто сражается на передовой. Потому что, если их не будет, нас всех закатают в асфальт. И когда ко мне на улице подходят бойцы в камуфляже и говорят: "Спасибо, брат, ты выступал у нас, мы тебя помним", - это для меня самое дорогое, - говорит Владимир.

Я ведь действительно пишу и буду писать в первую очередь о тех, кто сражается на передовой. Потому что, если их не будет, нас всех закатают в асфальт

Особое значение он придает выступлениям в госпиталях перед ранеными бойцами и мирными жителями. Однажды в одну из таких поездок тяжелораненый попросил у Владимира гитару.

- Он взял ее в руки, подержал, погладил, тяжело вздохнул и сказал: "Хорошая гитара, жаль я себе такую уже не куплю. Мне осталось максимум месяц жизни". Причем сказал это совершенно спокойно. Здесь в Донецке уже выработалось совсем другое отношение к жизни и смерти. В другой раз я зашел в палату к лежачим больным. Запомнился один мужчина в возрасте, не какой-нибудь Рэмбо из спецназа, а наш обычный донецкий работяга. У него была большая рана на спине, поврежден позвоночник, раненый все время лежал лицом к стене и не мог двигаться. Так вот он тоже совершенно спокойно, без пафоса сказал: "Если бы все переиграть заново и если бы я знал, что меня так ранят, я бы все равно пошел воевать".

А вообще, я считаю, если хочешь узнать о войне - иди в госпиталь. Я выступаю перед ранеными с самого начала конфликта и хорошо помню, как медперсонал без зарплаты оперировал раненых на полу, когда не было даже самого необходимого. Это настоящий гражданский подвиг, - говорит Владимир Скобцов.

Впрочем, он отмечает, что всех дончан, которые живут под ежедневными обстрелами, никуда не уехали и выполняют свою работу, можно считать героями. А иначе без этого обыденного будничного героизма в городе, где фронт и тыл так сильно переплелись друг с другом, попросту не выжить.

- Герой - это дворник, который каждое утро под обстрелами подметает улицы, герой - учитель, который учит детей, герой - медик, лечащий больных и раненых. Кстати, я лично знаю хирурга, спасшего много жизней, собиравшего людей буквально по частям. Но от внимания к своей персоне он только отмахивается. А ведь просто жить в Донецке бывает порой опаснее, чем воевать на передовой.

Пакет "Града" недавно прилетел в соседние дворы. В другой раз снаряд взорвался возле спортзала, где я занимаюсь. Ну и что? Стекла повыбивало, но мы продолжили тренировку. А недавно я ушел с Крытого рынка и туда тоже прилетело. Попало в то самое место, на котором я находился. Еще помню мы снимали с Чичериной видеоклип на песню "Апостол" в Иверском монастыре у линии соприкосновения между Песками и Спартаком. Снимали под снайперами возле заминированного кладбища.

Кстати

Песня Владимира Скобцова "Донбасс за нами" известна широкому слушателю в исполнении Натальи Качуры и Маргариты Лисовиной. Она уже получила статус неофициального гимна Донбасса. Но сам автор изначально создавал ее в маршевой версии и характеризует свое произведение как марш спецоперации.

- Песня "Вставай страна огромная" пробирает меня, да и не только меня одного, до мозга костей. Она объединяет и мобилизует. Хотелось бы, чтобы "Донбасс за нами" выполнял ту же функцию. Кстати, песня уже облетела мир. На концерте в донецкой филармонии ко мне подходили жители Канады, Израиля, Австралии, европейских стран, даже американский священник. Это было для меня полной неожиданностью. Они рассказали, что мою песню хорошо знают в их странах, но открыто слушать не решаются из-за тотальной слежки и возможных репрессий. А однажды я увидел ролик, на котором показано, как "Донбасс за нами" звучит из открытых окон в Одессе. Кто-то снимал это на телефон и вызывал полицию, чтобы пресечь звучание запрещенной там музыки.