Евросоюз объявил о грядущем эмбарго еще в мае, поэтому к 6 декабря мы уже максимально перенаправили потоки экспорта сырой нефти с запада на восток и Турцию. С нефтепродуктами ситуация хуже, но до эмбарго осталось еще полтора месяца. Основная проблема с дизельным топливом - половина объемов его производства уходило в Европу. Производить его впрок не получится. Значит, придется снижать нефтепереработку и добычу нефти.
Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что добыча нефти в России в 2023 году сократится относительно этого года на 40 млн тонн (около 0,8 млн баррелей в сутки) с 530 млн до 490 млн тонн. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) сделан значительно более негативный прогноз - сокращение добычи на 100 млн тонн (около 2 млн баррелей в сутки). Но такое едва ли возможно, только в случае неблагоприятной международной конъюнктуры, например, сильного падения цен на нефть. А ее добыча - главный источник пополнения бюджета России.
Чтобы противодействовать таким негативным сценариям, в минэнерго еще в период пандемии 2020 года и падения спроса на нефть, а затем весной этого года поднимался вопрос о создании в России больших нефтехранилищ, наподобие стратегических резервов нефти в США. Максимальный объем нефти в них был зафиксирован в 2010 году - 726 млн баррелей (почти 100 млн тонн). То есть годовой объем возможного снижения добычи нефти в России в сценарии МЭА.
Россия нуждается в стратегических нефтехранилищах, чтобы помочь своей нефтяной промышленности и торговле нефтью, нивелировать среднесрочные изменения по спросу и предложению на экспортируемое сырье, считает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин. Исходя из мирового опыта, речь может идти о создании нефтяных резервуаров объемом около 50-100 млн тонн и аналогичных объемов для нефтепродуктов. Управлять этими резервами должна государственная компания-оператор, считает эксперт.
Но есть и совершенно другой взгляд на проблему. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нам нужно расставлять приоритеты. Для нас сейчас - это судостроение. Этим нужно было заниматься раньше, тогда бы не пришлось сейчас решать проблему в условиях форс-мажора. Кстати, суда, например, супертанкеры (перевозящие более 2 млн баррелей) могут выступать в качестве хранилищ нефти. Что касается наземных и подземных хранилищ, их создают страны - импортеры нефти, а не ее экспортеры.
"Если бы мы запаслись нефтью в пандемию, не снижая добычу, когда было максимальное сокращение ОПЕК+, что бы мы сейчас с ней делали?" - спрашивает Симонов.
На свежий запрос "РГ" в минэнерго не ответили, но известно, что создание нефтехранилищ на базе истощенных месторождений занимает от 3 до 5 лет.