Проект "Уральское триеннале печатной графики" завершился выставкой в Уфе

Открывшаяся в Уфе масштабная выставка из 500 графических работ 200 авторов, живущих в 55 странах, ознаменовала финал 27-летней истории проекта "Уральское триеннале печатной графики" (URAL PRINT TRIENNIAL).
Куратор триеннале Ирина Оськина и директор Нестеровского музея Айрат Терегулов уверены: искусство и впредь будет формировать общемировое культурное пространство.
Куратор триеннале Ирина Оськина и директор Нестеровского музея Айрат Терегулов уверены: искусство и впредь будет формировать общемировое культурное пространство. / Гульназ Данилова

Выставка работает на двух площадках: в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова и выставочном зале "Ижад". В художественной галерее "АРТ-эксперт" открылась и выставка-спутник "Сюжеты последних лет". Здесь собраны работы председателя жюри триеннале - заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств профессора Владимира Зуева.

Триеннале - выставка с периодичностью раз в три года. Первая состоялась в 1995 году и была региональной. Вторая получила статус российской, а третья - международной. Расширение "кругов на воде" происходило постепенно. Вовлечению художников-графиков в Уральское триеннале помогли биеннале (выставки с периодичностью раз в два года), проводимые по всему миру, начиная с середины 50-х годов.

- Я смотрела западные каталоги биеннале, выбирала авторов, находила их мейлы, а поначалу - почтовые адреса, ведь в 1995-м интернетом никто не пользовался, и рассылала приглашения, - вспоминает бессменный куратор URAL PRINT TRIENNIAL, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана искусствовед Ирина Оськина. - Сейчас это проще, потому что часть из авторов мне уже знакома, часть собиралась в социальной сети. Да и художники, будучи людьми активными, подтягивают своих друзей. За 27 лет наш проект стал престижным, привлек к участию тысячи художников со всего мира.

Отбор в конкурсные экспозиции с 1995 по 2019 год прошли 800 художников из 55 стран. Многие участвовали неоднократно. Работы разных лет одного и того же мастера, позволяют проследить динамику развития его творчества, его устоявшийся почерк, манеру, жанровые предпочтения.

- На протяжении почти трех десятилетий мы наблюдали, как развивается графика во всем мире. Существует такое понятие, как общемировое пространство графики, оно соединяет художников, не только звезд, но и молодых, которые, попав однажды, оттуда уже не уходят. И не уходят, кстати, от взгляда внимательного куратора. Мы приглашаем на триеннале и тех, кто еще не участвовал в выставках. И могу сказать, что их работы смотрятся здесь очень хорошо, - резюмировала Ирина Оськина.

Фото: Гульназ Данилова

Экспозиция 10-й международной выставки URAL PRINT TRIENNIAL составлена из произведений, отобранных из огромного количества. Их более 3000 - именно столько графических изображений хранится в фондах Нестеровского музея в Уфе. Согласно положению о конкурсе, произведения, прошедшие отбор в экспозицию, автоматически переходили в собственность музея. По итогам 9 конкурсов и набралось столько. Пожалуй, Уфа обладает богатейшей коллекцией мировой печатной графики.

Фото: Гульназ Данилова
Фото: Гульназ Данилова

Экспонаты отбирались по единственному принципу - уровню мастерства. Ничья культура не отменялась. Представлены все континенты, а также страны бывшего СССР, в том числе Литва, Латвия, Эстония, Украина. Марина Подольская из Одессы была очень рада, что ее графику отобрали на выставку и попросила прислать фотографию, чтобы увидеть, с чьими произведениями соседствуют ее собственные.

Интересно, что на первые четыре конкурса можно было предоставлять работы любого формата, и только с пятого начались ограничения по размерам - не более 30 см по наибольшей стороне. Один из самых крупных экспонатов - двухметровой высоты - демонстрируется в эти дни в одном из залов Нестеровского музея. Рядом, на столе под стеклом, размещены его миниатюрные собратья - экслибрисы.

Фото: Гульназ Данилова
Фото: Гульназ Данилова

Экспозицию 10-й, ретроспективной выставки (она не имеет конкурсной программы) можно смело назвать энциклопедией мировой печатной графики - по странам, темам, жанрам, стилистике, художественным манерам, приемам, техникам, форматам. Для зрителя это роскошное зрелище, а для профессионалов или студентов - возможность увидеть творческую "кухню". Они надолго "зависают" у экспонатов, разглядывая детали и обсуждая между собой технические моменты.

- Это настоящий Клондайк, такого разнообразия культур, а любой художник, хочет он того или нет, отражает культуру своей страны, не увидеть нигде. Глядя на работу, всегда можно понять, откуда автор, - высказал свое мнение заслуженный художник РБ Ольга Самосюк. - Я своим ученикам говорю: "Идите и смотрите. Вряд ли вам удастся побывать в 55 странах и попасть там на выставку графики, а тут все собрано в одном месте". С точки зрения педагога могу сказать, что именно на печатной графике детям легче объяснить базовые законы композиции. Это оттачивает мозг: дети понимают, что любое изображение должно быть зеркальным. Когда им даешь экслибрис, сначала возникает ступор, ведь все слова надо писать задом наперед, они напрягаются, а когда получается, то приходят в полный восторг.

Фото: Гульназ Данилова
Фото: Гульназ Данилова

- Любой предмет изобразительного искусства должен быть сделан мастерски, - убеждена Ирина Оськина. - Но если в живописи художник может уйти в абстракцию и, как сейчас модно, "резануть" туда-сюда кистью, то в графике неумение проявится в первую очередь. Мастерство и опыт здесь важны, как нигде. Потому что на печатном листе видны все огрехи. Зрителям я хотела бы посоветовать не ждать от графики, что она будет понятна сразу. Не искать сюжеты - они раскроются потом. Сначала посмотрите, как это сделано: штрихи, тоновые соотношения. Лучше прийти на выставку несколько раз и постараться понять, в чем же фишка?

Фото: Гульназ Данилова

В жюри URAL PRINT TRIENNIAL приглашались обладатели Гран-при и первых премий предыдущих конкурсов. В разные годы это были художники из Аргентины, Чехии, Польши, Беларуси, Испании, лауреаты международных конкурсов, которые признавали, что выставка в Уфе проходит на высоком международном уровне, а уж им есть с чем сравнивать.

Председатель жюри Владимир Зуев говорит, что Уфа, включившаяся в свое время в "графическое пространство", стала резонатором выставок, которые появились затем в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, а в последние годы - даже в Дагестане.

Фото: Гульназ Данилова

- Культуру можно назвать послом доброй воли, и эту роль в течение трех десятилетий исполняла Уральская триеннале графики в Уфе. Была налажена обратная связь с художниками разных стран, которым высылались каталоги выставок, и они могли видеть спектр графических работ, динамику развития, сравнить себя с другими. На сегодня музей имени Нестерова является одним из лидеров - хранителей такого числа графики, - подчеркнул Владимир Зуев.

Выставка, какой бы масштабной она ни была, поработает и закроется, и не все желающие смогут ее увидеть. А такая богатая коллекция печатной графики, безусловно, нуждается в том, чтобы ее демонстрировали во всей красе постоянно. Уфе, с ее старейшим на Урале художественным музеем, уникальной башкирской школой изобразительного искусства, нужны большие выставочные площадки. Причем специализированные: по живописи, графике, декоративно-прикладному, современному искусству и скульптуре.

Как отметил специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Нестеровского музея художник Ильдар Ганиев, наличие интересных музеев с современными произведениями искусства из разных стран мира, наряду с уникальной природой и геопарками, - один из главных аспектов привлечения туристических потоков в Башкортостан.