Поделиться

    Не фасадом единым

    Почему при реставрации зданий используют аутентичные материалы и технологии
    Современные материалы и технологии позволяют в короткий срок построить копию любого архитектурного шедевра древности. Но такое здание вряд ли станет достопримечательностью, которую исследуют ученые и посещают туристы. Ценность исторического здания не только в архитектурном облике, но и в технологиях и материалах, которые применялись при его строительстве. Поэтому при реставрации объектов культурного наследия ставка делается на то, чтобы как можно деликатнее провести всю работу, используя те же технологии, что и 100-200 лет назад. О том, как это осуществляется на практике, рассказал "РГ" доктор технических наук доцент кафедры технологии строительных материалов и метрологии строительного факультета Алексей Харитонов.
    Доктор технических наук, доцент кафедры технологии строительных материалов и метрологии строительного факультета СПбГАСУ Алексей Харитонов.
    Доктор технических наук, доцент кафедры технологии строительных материалов и метрологии строительного факультета СПбГАСУ Алексей Харитонов. / Пресс-служба ГАСУ

    Алексей Михайлович, зачем при реставрации используют технологии прошлого?

    Алексей Харитонов: Потому что в этом и заключается суть реставрации. Есть такой термин - музеефикация строительных технологий. Это довольно широкое понятие, оно раскрывает не то, как будет выглядеть здание после реставрации, а каким именно образом специалисты осуществят эти работы. Еще на этапе реставрационного проектирования проводится исследование вещественного состава образцов исторических строительных материалов. Цель такого исследования - установить, какие материалы использовались в здании изначально, какую краску применяли, чем штукатурили, из чего сделаны стены, перекрытия. Таким образом, мы не только сохраняем внешний облик, какой-то абрис объекта, его очертания, но и сохраняем ту инженерно-техническую мысль, которая закладывалась на этапе возведения здания.

    Очень важно и то, что благодаря реставрации, основанной на современных знаниях, удается сохранить ремесла, какие-то традиционные технологии, которые веками применялись в строительстве.

    Сейчас многие работы автоматизированы, а раньше, в XVIII веке все делали вручную. Получается, при проведении реставрации нужно отказаться от всех технических достижений?

    Алексей Харитонов: Безусловно, полностью по технологиям XVIII века мы сейчас здание не отреставрируем, да это, наверное, и не нужно. Исторические технологии и материалы требуют адаптации к современным условиям. Сейчас в строительстве применяются другое сырье, иные способы производства материалов, кроме того, изменились сроки выполнения работ, технические требования к объектам, да и сами условия, в которых эксплуатируются здания. Условно говоря, сейчас строят быстрее, чем в XVIII веке, а к конструктивным элементам предъявляются более жесткие требования в плане их надежности. Но важно при этом придерживаться принципа историзма - минимального вмешательства в исторические материалы. Если требуется повысить скорость твердения, увеличить долговечность материалов фасадной отделки, то это должно быть сделано на основе научно обоснованной модификации состава, обеспечивающего требуемый результат при наименьших изменениях.

    Например, если мы говорим о лепнине, то на объекте культурного наследия не может появиться изделие из современных полимерных материалов. Нужна именно лепнина, как раньше. Изготавливать ее можно из сложных растворов на основе минеральных вяжущих с минеральными и функциональными добавками. Такие материалы более долговечные, чем смеси, из которых делали лепнину в позапрошлом веке.

    А студенты СПбГАСУ обучаются работе с такими материалами и знакомятся ли с ситуацией на реальных исторических объектах?

    Алексей Харитонов: Безусловно. У студентов в учебном плане предусмотрены лабораторные и практические занятия. Они необходимы, чтобы студент сам мог поработать с материалами, которые сейчас применяются для реставрации. Также мы заключаем договоры с мастерскими, которые занимаются реставрационными работами в Санкт-Петербурге, и наши студенты проходят там практику.

    Применяются ли научные разработки СПбГАСУ при создании и корректировке нормативов?

    Алексей Харитонов: Мы принимаем активное участие в работе Технического комитета 082 при Минкультуры России, который призван разрабатывать нормативную базу, касающуюся реставрации объектов культурного наследия, рецензируем проекты ГОСТов и сами разрабатываем проекты стандартов.

    Отмечу, что вуз проводит инженерно-техническое обследование объектов культурного наследия, а также исследования исторических строительных и отделочных материалов. На основе полученных результатов специалисты университета разрабатывают технологические рекомендации по комплексной реставрации памятника архитектуры. В частности, мы обследовали Смольный собор, Меншиковский дворец, Ростральные колонны, многочисленные храмы, особняки, доходные дома в различных районах Петербурга и области. Опыт работы у СПбГАСУ в плане проведения реставрационных мероприятий колоссальный, мы делимся наработками со студентами, коллегами из профессиональных сообществ, органами власти, ведь у нас у всех одна задача - сохранить уникальное архитектурное наследие города.

    Поделиться