Условием для включения механизма потолка является превышение биржевыми котировками трубопроводного газа на хабе TTF (торговой площадке) котировок сжиженного природного газа (СПГ) на 35 евро и достижение первым отметки 180 евро за мегаватт-час (около 1900-2000 долларов за тысячу кубометров). Потолок начнет действовать с 15 февраля 2023 года.
Механизм работает 20 дней с момента активации и автоматически отключается, если стоимость газа опускается ниже 180 евро за мегаватт-час. Он может быть отключен вручную, если Еврокомиссия сочтет, что на европейском рынке образовался дефицит газа, угрожающий энергобезопасности ЕС.
Несмотря на схожесть в названии с недавно принятым "потолком цен на российскую нефть", газовый потолок не является продолжением санкций против нашей страны. Он касается всех поставщиков трубопроводного газа в Европу, продающих его с привязкой к биржевым котировкам хаба TTF.
Крупнейший сейчас в Европе импортер нашего газа Турция в ЕС не входит и к потолку цен ЕС не присоединилась. Также не входят в ЕС Молдавия, Сербия, Босния и Герцеговина, покупающие наш газ, хотя их позиция еще неизвестна. Сейчас, после остановки газопровода "Ямал - Европа" и диверсии на "Северных потоках", наши поставки идут только в страны Южной Европы и составляют всего 25% от объемов экспорта в 2021 году.
Запуск механизма потолка цен для газа маловероятен, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Устойчивый рост спотовых котировок (биржевых цен по быстрым контрактам) трубопроводного газа на TTF, да еще и с премией в 20% к стоимости СПГ, - такое едва ли случится одновременно, отмечает он. Это может произойти только в случае переизбытка СПГ, например, вследствие обвала спроса в Азии или каких-то аварий на приемных терминалах СПГ и одновременного дефицита трубопроводных поставок по сравнению с сегодняшней ситуацией. Для северо-западного региона это могут быть проблемы с норвежским газом или с интерконнекторами (газопроводы) между ЕС и Великобританией.
Причем, как уточняет эксперт, вероятность экстренной отмены действия механизма потолка цен, даже если он включится, очень высокая. В официальных документах ЕС для этого внесены оговорки мелким шрифтом. Среди условий отмены - как раз те самые проблемы, которые могут вызвать включение механизма - рост спроса на газ из-за холодов или недоступности других видов энергии, падение торгов на хабе на 20%, сокращение предложения газа и так далее, поясняет Гривач.
По его мнению, если все же потолок начнет действовать, он может затронуть все наши оставшиеся поставки газа в Евросоюз. Сейчас наш газ напрямую покупают Венгрия, Греция, Словакия, Австрия и Италия. Они получают около 60-70 млн кубометров в сутки. Это примерно 40% от нашего экспорта в западном направлении. Теоретически все эти контракты могут попасть под потолок, так как они привязаны тем или иным способом к хабовым котировкам.
Единственному российскому экспортеру трубопроводного газа - "Газпрому", возможно, придется пересматривать корзину биржевых инструментов, которая используется для расчета цен в рамках долго- и среднесрочных контрактов, считает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. При этом многое будет зависеть от трактовки юристами ценового потолка.
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, потолок - это нерыночное ограничение, и "Газпром", в случае если цена упрется в потолок, может прекратить поставки частично или полностью из-за неоплаты. В дальнейшем контракты поставщиков с "Газпромом" могут быть изменены. Например, привязаны к цене нефти, как делалось раньше, либо к внебиржевому рынку, тоже на хабе TTF. Эти котировки также публикуются на европейских биржах. Внебиржевой рынок не покрывается потолком, и, видимо, в случае роста цены туда сместится вся ликвидность, поясняет эксперт.
С этим не согласен Кокин. Он считает, что механизм потолка введен ЕС для сглаживания резких скачков газовых котировок, он основан на фактических ценах сжиженного природного газа (СПГ), поэтому цены газа по-прежнему привязаны к фундаментальным факторам рынка.
При этом отток европейской торговли газом с хаба TTF на другую площадку из-за потолка цен едва ли случится. Если такое начнет происходить, механизм должен быть отменен, это одно из условий его работы, уточняет Гривач.