Несколько автомобильных компаний прекратили работать в России. Планирует ли кто-нибудь из них организовать производство в странах ЕАЭС? Может, увеличивается выпуск автомобилей на существующих предприятиях?
Артак Камалян: На наднациональном уровне ЕАЭС вопрос о запуске таких предприятий не поднимался, хотя мы открыты к диалогу. Если переговоры и ведутся, то на уровне бизнеса.
На существующих предприятиях объем производства увеличился, но незначительно - этого объема недостаточно, чтобы покрыть потребности российских потребителей. Однако в частном порядке физлица и бизнес ввозят автомобили через страны ЕАЭС, СНГ в Россию - за исключением премиум-вариантов, которые занесены в санкционный список.
Ведутся ли аналогичные переговоры в других отраслях - авиастроение, авиаинженерия?
Артак Камалян: В гражданском авиастроении мы ведем работу еще с 2020 года. В частности, есть определенные договоренности между корпорацией "Иркут" и белорусскими предприятиями (МЗГА, 558 АРЗ, Оршанский АРЗ, МПЗ, УП "ИТЦ "Горизонт"), которые готовы выпускать комплектующие для МС-21. Прорабатывается организация совместного производства ЛМС "Байкал" на базе ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в Казахстане.
Совместно с бизнесом мы составили перечень авиакомплектующих, по которым у российских производителей авиационной техники есть потребность в импортозамещении. Сейчас собираем заявки от предприятий, которые готовы производить эти комплектующие для предприятий РФ. Но вопрос непростой и небыстрый, поскольку требуется строгая сертификация продукции и комплектующих.
Есть ли проблемы с логистикой на фоне увеличения перевозок (дефицит контейнеров, складских мощностей и т.д.)?
Артак Камалян: Потребность в контейнерах в этом году составляет около 100 тысяч штук. На имеющихся в России и Беларуси мощностях мы способны выпускать около 14 тысяч контейнеров в год. Этого явно недостаточно. Поэтому мы думаем над тем, как нам увеличить мощности за счет кооперации между союзными производителями. Пока же кроме своего производства есть импорт: до 28 февраля 2023 года на контейнеры обнулена ввозная пошлина.
Есть и другие сложности в логистике. Например, между Арменией и РФ работает только один пропускной пункт - Ларс. Весь увеличившийся грузопоток из Армении, Грузии, частично Турции сосредоточен в этом узком "горлышке". Поэтому очереди на границе достигают 2 тысяч фур - можно простоять до двух недель, а раньше похождение через таможенный пункт занимало день-два. Тем более после крымских событий были ужесточены меры безопасности - чуть ли не каждая фура сканируется. И это тоже требует времени. Товар очень долго едет. Принято решение пропускать скоропортящиеся товары по отдельной линии, в ускоренном режиме. Но это в любом случае небыстро. Бизнес теряет деньги, продукция портится, стоимость доставки увеличивается.
Знаю, что Армения собиралась закупить паромы для того, чтобы организовать перевозки через Поти до Новороссийска. Но возникли технические сложности. Надеюсь, в ближайшее время они будут решены.
Может, на этом фоне возникли какие-то новые совместные инфраструктурные проекты? Нет, например, идеи создать какой-нибудь продовольственный хаб в том же Казахстане?
Артак Камалян: Инфраструктурные проекты нам нужны, и в большинстве стран ЕАЭС такие проекты находятся на различных стадиях реализации. На уровне союза реализуется совместный проект по ускоренным железнодорожным мультимодальным перевозкам "Евразийский агроэкспресс", который помогает увеличивать товарооборот с Китаем. В прошлом году вместе с Евразийским банком развития мы разрабатывали концепцию развития сети оптово-распределительных центров. Идею поддержали все страны ЕАЭС плюс Таджикистан и Узбекистан. Правда, в связи с последними событиями многие проекты встали на паузу - уровень неопределенности, рискованности слишком высок, а средства нужны большие.
В свое время мы также обсуждали создание общего фонда продовольствия на случай форс-мажорных обстоятельств. Но пока не нашли компромиссного решения внутри союза - не все страны согласны на коллективную продовольственную безопасность, считая это вопросом национальным.
Пока ограничиваемся разработкой индикативного баланса - это механизм гарантированной взаимной торговли продовольствием между странами. Скажем, прописали в балансе, что Россия поставит 350 тысяч тонн сахара в Казахстан - значит, РФ берет на себя обязательства не ограничивать поставку сахара в этих размерах в Казахстан. В этом году, в том числе благодаря этому механизму, удалось в полной мере обеспечить все страны продовольствием.
В этом году в России абсолютный рекорд по зерну и многим другим культурам. А в других странах что с урожаем и продбезопасностью?
Артак Камалян: По итогам девяти месяцев рост сельхозпроизводства в ЕАЭС составил около 5,4%. В 2022 году в целом по Союзу ожидается прирост валовых сборов практически по всем основным видам сельхозкультур от 3 до 10%. У нас рекордные сборы зерна - его в полтора раза больше наших потребностей, подсолнечного масла - практически в два раза. По всем остальным группам продовольствия обеспеченность - на уровне, близком к 100%. Ситуация с сахаром в этом году лучше, чем в прошлом: если и будет потребность импорта из третьих стран, то в пределах до 500 тысяч тонн.
По итогам года ожидается, что Армения достигнет уровня самообеспеченности продовольствием 68%, Беларусь - 96%, Казахстан - 80%, Кыргызстан - 76%, Россия - 90%. Так, Армения полностью покрывает потребности в овощах и фруктах, картофеле, говядине и яйцах. Беларусь по большинству видов продовольствия не только обеспечивает население страны, но и поставляет продукцию на общий аграрный рынок Союза и в третьи страны. В России складывается аналогичная ситуация, однако предложение по говядине и молоку, отдельным видам овощей пока не удовлетворяет спрос. В Казахстане и Кыргызстане сохраняются низкие показатели обеспеченности по сахару и мясу птицы. Кроме того, для Кыргызстана, как и для Армении, важны поставки растительных масел от партнеров по Союзу. При этом во всех странах "пятерки", кроме Армении и Кыргызстана, наблюдается недостаток фруктов и ягод.
В России нет проблем с самим продовольствием. Но наблюдается дефицит генетического, семенного материала, средств защиты растений, а также сельхозтехники. В других странах ЕАЭС похожие проблемы? Чем мы можем помочь друг другу?
Артак Камалян: Это действительно большая проблема для всех стран ЕАЭС. В 2021 году из третьих стран объем ввоза семян и посадочного материала, племенной продукции, кормов, ветпрепаратов, сельхозтехники и оборудования составил 6 млрд долларов. На покупку семян из третьих стран мы тратим примерно 1 млрд долларов в год, из которых 80% приходится на те страны, которые ввели ограничительные меры в отношении России. В странах Союза недостаточный уровень самообеспеченности по семенам сахарной свеклы (около 10%), многолетних трав (около 30%), подсолнечника (около 40%), кукурузы и рапса (около 50%).
В племенном животноводстве около половины объема импорта приходится на суточных птенцов и инкубационные яйца кур, 26% - это чистопородный крупный рогатый скот, необходимый для поддержания селекционно-племенной работы.
Ряд импортной сельхозтехники не производится в Союзе: к примеру, свеклоуборочные, виноградоуборочные комбайны.
При этом надо понимать, что все это - наукоемкие и капиталоемкие направления, которые требуют больших инвестиций и кропотливого, долгого труда. Но мы работаем над этими вопросами. Например, армянская станция семеноводства "Гюмри" второй год сотрудничает с российской компанией "Щелково-агрохим" по адаптации семян сахарной свеклы. И результаты очень неплохие.
На недавней встрече с министрами сельского хозяйства "пятерки" мы договорились, что по всем проблемным направлениям будем активизировать работу, чтобы найти те решения, которые позволят минимизировать влияние третьих стран на общую устойчивость сельского хозяйства.
Когда будет создан единый рынок органической продукции в странах ЕАЭС? Чего не хватает для этого?
Артак Камалян: В середине ноября текущего года Коллегия ЕЭК одобрила проект соглашения о порядке признания в рамках ЕАЭС продукции органической. Соглашение предполагает, что все страны "пятерки" признают сертификаты друг друга. Теперь нужно пройти определенные юридические этапы прежде, чем будет подписано и ратифицировано это соглашение. Надеюсь, в 2024 году у нас будет единый рынок органики.
Будет ли в России к новогоднему столу больше армянского коньяка и другого спиртного из стран ЕАЭС?
Артак Камалян: Объем поставок армянских вин в Россию в этом году значительно увеличился. В Армении последние лет 10 идет бурное развитие виноделия, начали выпускать джин. По итогам 10 месяцев этого года объемы поставок армянских вин составили 280 тысяч дал, что в два раза больше, чем за такой же период 2021 года. Большой спрос в России и на армянские фруктовые вина, по которым рост поставок за этот период составил 53% и достиг объема 520 тысяч дал.