Таврическая - это большой частный сектор. Дома здесь разные - от кирпичных коттеджей до стареньких избушек. Рядом промзона, магазинчики, склады, шиномонтажные мастерские, отделы ритуальных услуг. Последнее неудивительно: кладбище находится неподалеку. Но на сей раз услуги спецмашин оказались здесь востребованы как никогда. Все находившиеся и погибшие в доме на Таврической, 23, - постояльцы частного приюта для граждан без определенного места жительства и наркозависимые. Большинство жертв, по предварительным данным, задохнулись в дыму, не имея возможности выбраться из горящего дома. Двоих пострадавших госпитализировали в ожоговый центр, еще четверым оказали помощь амбулаторно. Среди версий случившегося - нарушение правил пожарной безопасности при использовании печи и неправильная эксплуатация электрооборудования.
Приют на Таврической работал под вывеской магазина "Корма для животных" не меньше трех лет. А открыл его представитель общественной организации "Доброе дело", он же, по некоторым данным, пастор евангельской церкви Андрей Смирнов.
- Сразу за магазином - помещение, где с некоторых пор стали постоянно находиться какие-то люди, - рассказал корреспонденту "РГ" местный житель Евгений. - Кто хромой, кто без ног. Скорее, это была ночлежка для бездомных. Однажды залез я на крышу, чтобы соседу помочь, и увидел в этом доме через открытое окно деревянные нары, аж в три яруса. Чем они там занимались? Мужики, что покрепче, летом траву косили, а ближе к зиме уголь кидали. Говорят, что пенсию за всех постояльцев ночлежки получал ее хозяин. По доверенности.
Клиенты приюта, как рассказали его соседи, фасовали в хозяйском магазине комбикорм. Многие из приюта сбегали, не выдержав голода и холода. Знали ли о том, что творится за фасадом магазина, органы власти и правопорядка? Те же соседи сообщили журналистам, что не раз жаловались на страшную антисанитарию и смрад от ночлежки. Да и машины "скорой", полиции и похоронной службы у "кормовой" вывески замечали частенько. Но все обращения уходили будто бы в никуда.
Минсоцзащиты региона еще в октябре прошлого года просило Следственный комитет, прокуратуру и ГУ МВД провести проверку "Доброго дела", где у людей отбирают документы и банковские карты. Общественная организация в реестре поставщиков социальных услуг никогда не значилась.
Надо сказать, что Смирнов и раньше пытался открывать реабилитационные центры в частных домах. Одна из первых попыток тоже закончилась пожаром, правда, совсем небольшим и без жертв. В интернете есть видео с его задорными комментариями по этому поводу. А в доме на Таврической, как выяснили следователи, угольный котел был неисправен, но реагировать на жалобы постояльцев никто не спешил.
Теперь 31-летний мужчина задержан, ему предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Уголовные дела также возбуждены по статьям о преступной халатности и причинении смерти по неосторожности двум или более лицам. С собственницей арендованного общественником помещения следователи тоже работают. Хочется верить, что все виновные будут наказаны. Но главное - чтобы трагедии не повторялись. Все-таки почему в мирном городе, еще не очнувшемся от "Зимней вишни", снова погибли люди?
Социальные услуги, оказываемые без уставных документов и заключения договоров, были для организации "Доброе дело" дополнительным видом деятельности. А всего таких вот негосударственных организаций в Кузбассе, по данным минсоцзащиты, обнаружили 130! В феврале 2022-го ведомство направило список в Роспотребнадзор, ГУ МЧС и главам муниципалитетов. После этого в приюте на Таврической сотрудники прокуратуры выявили отсутствие автоматической системы пожаротушения, пожарной сигнализации, эвакуационных выходов со второго этажа, а также освещения. Оказалось, что при внутренней отделке дома использовались токсичные и легковоспламеняющиеся материалы. Изменилось ли что-то после проверки в лучшую сторону - вопрос риторический. Так или иначе, но в начале декабря инспектора МЧС просто не пустили на порог приюта. А пока согласовывали с прокуратурой следующий визит, случилась трагедия.
Что будет после того, как потушат пожар и разберут завалы очередного пожара, известно до мелочей. Один за другим к пепелищу приедут высокие начальники самых разных рангов и сделают заявления о том, что надо приложить все усилия, чтобы такие трагедии больше не повторились.
Но трагедии все равно будут повторяться. Изменится лишь география, фамилии задержанных и число погибших. А вот схема останется прежней: чиновникам в таких случаях главное - успеть снять с себя ответственность за страшные последствия.
Местная власть еще год назад знала, что в нелегальном доме призрения может случиться беда. Но в набат не била - отправила инспектора. Его на порог не пустили, он выписал штраф. Копеечный, судя по тому, что платили за аренду. Главное - отреагировали на нарушение.
Но ведь законы вроде бы у нас правильные - они разрешают выломать дверь, если есть малейшее подозрение, что там, за дверью, может случиться непоправимое. Ни один частный и нелегальный дом престарелых не существует в вакууме. Про них все, кому по службе положено - знают. Но правило чиновников таково: прояви настырность, так бумаги замучаешься писать. А вдруг пронесет? Опять не пронесло...
Подготовила Наталья Козлова