Еще с советских времен Урал и Москву соединял фирменный поезд "Малахит". Состав всем своим антуражем подчеркивал колоритность местного края: вагоны под цвет знаменитого на весь мир уральского минерала, при отправлении с вокзала в купе звучала "Уральская рябинушка", красные ягоды украшали занавески и чайные сервизы. До столицы поезд добирался за 33 часа и в скорости явно уступал другим составам, проходящим через Екатеринбург. В 2017 году "Малахит" отменили. Тогда в соцсетях уральцы иронизировали: "Зачем Москва - люди сейчас на Канары летают". Нынешний всплеск отечественного туризма идею фирменного уральского поезда вернул. Пока без малахитового антуража, но зато - на качественно новом уровне.
- Мы давно готовились к запуску прямого поезда из Екатеринбурга в Москву. И вот он появился - совершенно новый состав будет следовать на скорости до 160 километров в час, - пояснил в день запуска маршрута заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. - Теперь еще больше туристов сможет посетить Екатеринбург и посмотреть достопримечательности региона, а уральцы будут доезжать до Москвы в более комфортных условиях.
Новомодное слово "лакшери" четырехлетний Артем, естественно, не знает. Но преимущества и комфорт экспресса маленький пассажир уже оценил. "Я в космосе ехал, даже стартовый пульт в купе нашел!" - заявил нам мальчишка на перроне, как только скорый № 55/56 прибыл в Екатеринбург.
- У нас было специальное детское купе с рисунками ракет. Так что всю поездку сын занимался исключительно космической темой. Сами знаете, как быстро устают дети от дороги, начинают капризничать, а тут было на что отвлечься. А стартовым пультом он назвал сейф, встроенный для каждого пассажира, - призналась "РГ" мама Артема Светлана Щербакова.
Состав уральского экспресса сформирован из вагонов нового модельного ряда - одноэтажных плацкартных и купейных, выполненных в виде двухвагонных сцепов. "Очень удобно, нет этих всем известных переходов в гармошках между вагонами, где тебя бросает из стороны в сторону", - поясняет преимущества новых герметичных технологий проводница Ольга.
Вагоны нового модельного ряда - результат совместной работы Федеральной пассажирской компании, Трансмашхолдинга и Тверского вагоностроительного завода. Пока они в диковинку, но вскоре для российских пассажиров станут привычными: планируется выпуск более 3 700 таких вагонов. В том числе - с особой специализаций, к примеру, оборудованных для людей с ограниченными возможностями.
Помимо детских купе и сейфов в уральском экспрессе хватает других еще непривычных для любителей путешествий по железной дороге опций: специальные шторы на окнах, управляемое освещение, система кондиционирования, душ и так далее. В поезде, конечно, есть ресторан, но для гурманов предусмотрена и возможность заказать блюда из ресторанов городов, расположенных по маршруту следования. К примеру, Казани, знаменитой национальными пирожками с бульоном - эчпочмаками. Скучать в путешествии не даст внутрипоездная мультимедийная система "Попутчик", в которой есть контент на любой вкус: фильмы, книги, мультфильмы, музыка. И от того, есть ли интернет на территории за окном вагона, система не зависит.
Приятно удивит и стоимость билетов. Никакой дополнительной накрутки за суперкомфорт. Цены с учетом инфляции сопоставимы с фирменным "Малахитом", где, кстати, за имидж состава всегда доплачивали не менее 25 % от стоимости билета. Перед запуском нового экспресса в РЖД сообщали, что цена на плацкарт будет начинаться от двух с половиной тысяч рублей. Но, видимо, это при покупке невозвратных билетов на далекую перспективу. В новогодние каникулы на путешествия - спрос и, как убедились мы, цена поднялась до 3800 рублей за место в плацкарте и 8 тысяч - купе. Это сравнимо с другими поездами, следующими по аналогичному маршруту, но на уральский экспресс билеты раскупаются, как горячие пирожки.
Но главное - скорость. Расстояние между столицей и Екатеринбургом уральский экспресс преодолевает менее чем за сутки: это на несколько часов быстрее, чем пассажирские поезда, следующие по тому же маршруту.