По итогам прошлого года количество предприятий, отчитавшихся о вредных выбросах, выросло на 15 процентов - до 131 тысячи, свидетельствуют данные аудиторской компании "ФинЭкспертиза". А за два пандемийных года число учтенных предприятий увеличилось почти на 40 процентов. Промышленные предприятия вложили 473 миллиарда рублей в экологическую модернизацию производств. Проведено 171 мероприятие по реконструкции оборудования на промобъектах.
На всей территории России должны быть введены высокие стандарты экологического благополучия. На изменение ситуации направлен один из федеральных проектов национального проекта "Экология" - "Чистый воздух". На старте в него были включены 12 российских городов, потом к ним добавили еще 29. В результате мер федерального проекта снижение вредных выбросов в атмосферу к 2030 году должно снизиться в два раза. Также в марте этого года был введен ряд изменений в экологическом законодательстве, затрагивающих и деятельность промышленных предприятий.
Чистые технологии на ЕВРАЗ НТМК
Ведущие компании планомерно реализуют свою экологическую стратегию. В их числе и ЕВРАЗ, который активно и ответственно подходит к реализации проектов и мероприятий, включенных в "Чистый воздух". Свежий пример - досрочный запуск нового оборудования на коксохимическом производстве (КХП) ЕВРАЗ Нижнетагильского металлургического комбината (ЕВРАЗ НТМК). Объект запустили в присутствии министра экологии России Александра Козлова.
КХП перевели на закрытый цикл конечного охлаждения коксового газа с использованием теплообменников закрытого типа. Это позволит снизить специфические выбросы в атмосферу на 56 процентов. Общие инвестиции в проект составили 2,1 миллиарда рублей.
"Нижний Тагил - один из 12 городов, где реализуется федеральный проект "Чистый воздух". Основные источники выбросов - это промышленные объекты, автотранспорт и частный сектор. Наша цель - уже через три года снизить совокупный объем загрязняющих выбросов на 30,4 тысячи тонн в год. Для этого переводим частные дома на газовое отопление, реконструируем котельные, заменяем автобусы на экологически чистые трамваи. Но, безусловно, основной вклад в снижение выбросов вносят предприятия. И когда предприятия вкладывают собственные средства в реализацию экологических проектов - это достойный пример для других", - отметил Александр Козлов.
Четырехстороннее соглашение о взаимодействии по федеральному проекту "Чистый воздух" в Нижнем Тагиле, которое представители государства и бизнеса заключили в 2019 году, реализовано на два года раньше срока - в полном объеме и при поддержке всех сторон. Суммарный эффект снижения выбросов в атмосферу составил 7,5 тысячи тонн, а объем инвестиций ЕВРАЗа в проекты "Чистого воздуха" в Нижнем Тагиле превысил 4,4 миллиарда рублей.
При этом компания включила в комплексный план города три новых проекта, направленных на снижение еще 6,5 тысячи тонн выбросов до 2026 года. ЕВРАЗ намерен выделить на эти мероприятия около 4,5 миллиарда рублей.
Участвует в федеральном проекте и другой металлургический комбинат компании, сибирский ЕВРАЗ ЗСМК. За последние пять лет он снизил выбросы в атмосферу Новокузнецка на 47 тыс. тонн, вложив в природоохранные мероприятия более 2,8 млрд рублей. Еще более 9 млрд рублей планируется вложить до 2030 года.
"В этом году правительством РФ был утвержден комплексный план по снижению выбросов в атмосферу Новокузнецка, согласно которому предприятия взяли на себя повышенные обязательства: к 2024 году снизить выбросы на 30%, а к 2026 году - на 50%. ЕВРАЗ ЗСМК - одно из ключевых предприятий, которое формирует целевые показатели. Сегодня мы побывали на промплощадке и убедились, что реализация проектов в рамках программы "Чистый воздух" идет в соответствии с графиком", - говорил в октябре руководитель проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" Максим Корольков, посещавший Новокузнецк.
"Зеленые" рельсы для "РЖД"
Стоит отметить, что ЕВРАЗ в 2022 году первым в России и одним из первых в мире произвел и выпустил "зеленые" рельсы, реализуя соглашение с ОАО "РЖД", подписанное на ПМЭФ-2021. Сотрудничество по низкоуглеродному направлению отвечает задачам Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и экологическим стратегиям самих ЕВРАЗа и РЖД до 2030 года.
Уникальную продукцию выпустил ЕВРАЗ ЗСМК, объем первой партии составил около 5 тысяч тонн. Углеродоемкость производства стали для "зеленых" рельсов составила 0,4 тонны CO2-эквивалента на тонну проката, что в пять раз меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки. Достижение низкого углеродного следа обеспечивается за счет электрометаллургического способа производства, использования возобновляемой энергетики и оптимальной технологии с увеличением доли металлолома в шихте.
"Зеленые" рельсы уложены на участках Горьковской и Западно-Сибирской железных дорог и хорошо показывают себя в эксплуатации. ЕВРАЗ произвел инновационные рельсы в базовой категории ДТ350, они были изготовлены в 100-метровом и 25-метровом исполнении. При этом компания готова выпускать в "зелёном" исполнении рельсы и других категорий, отвечающих самым разным потребностям железнодорожной отрасли. Только в этом году ЕВРАЗ получил сертификаты на рельсы категории ДТ350ВС400 для высокоскоростных магистралей и на рельсы категории ДТ370, обладающие улучшенными прочностными характеристиками. Первые предназначены для железных дорог со скоростью движения поездов 400 км/час и могут применяться в климатических условиях, где разница температур варьируется в диапазоне 110-120 градусов Цельсия. У рельсов ДТ370, в свою очередь, увеличенный ресурс эксплуатации на железных дорогах с высокой грузонапряженностью, за счет чего они повышают пропускную способность пути и безопасность движения составов.
Новые колеса по высоким стандартам
Ориентируясь на потребности отрасли, ЕВРАЗ вместе с группой "Рейл Сервис" также готовится запустить новое производство железнодорожных колес "Аллегро" в ОЭЗ "Титановая долина". На заводе будут применены самые современные и экологичные технологии. Реализован замкнутый цикл технологической воды, возведена система водоподготовки с фильтрацией, химической очисткой. Внедрена система рекуперативного обогрева вторичным теплом отходящих газов нагревательных печей. Оборудован склад масел, где будут собирать и утилизировать масла для отправки на вторичную переработку.
Мощность строящегося предприятия - 200 тысяч колес в год с возможностью увеличения до 300 тысяч штук. Инвестиции в строительство составили около 18 миллиардов рублей. Старт производства намечен на вторую половину 2023 года.
"Аллегро" будет работать в связке с ЕВРАЗ НТМК, комбинат известен также, как одно из ведущих предприятий по выпуску железнодорожных колес в России и СНГ. Из Нижнего Тагила будет поставляться стальная заготовка, комбинат внесет в проект свою уникальную экспертизу.
Кстати
Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года предполагает в рамках целевого сценария, что к 2050 году парниковые выбросы будут сокращены на 60 процентов от уровня 2019 года и на 80 процентов от уровня 1990 года. Такие показатели возможно обеспечить одновременно с ростом экономики.