26.12.2022 16:03
Поделиться

Как остановить репрессии против канонического православия на Украине

Как остановить репрессии в отношении религиозных деятелей и объединений на Украине, где продолжаются нарушения прав верующих и преследование церковнослужителей на Украине, на эти вопрос отвечал вызволенный из СИЗО настоятель Свято-Тихвинского собора в Лисичанске протоиерей Андрей Павленко, церковные спикеры и правозащитники.
Виктор Антонюк/РИА Новости

Около 100 человек из канонической Украинской православной церкви - священнослужители и прихожане-активисты - оказались под арестом, и, вполне возможно, проходят через те же избиения и пытки, что прошел отец Андрей Павленко.

Он еще раз кратко напомнил пережитую им ситуацию. Служить в соборе после попадания в него мины было опасно, и священник в марте месяце активно работал в гуманитарном штабе, помогал людям, отпевал мирных жителей, погибших от обстрелов. Возможно, что его естественная человеколюбивая активность не понравилась сторонникам ПЦУ, от коей были присланы официальные капелланы: 18 апреля он был арестован у подъезда собственного дома в Лисичанске и избит, у него отобрали телефон. По его словам, после ареста ему сразу выдвинули "четыре условия": осудить каноническую Украинскую православную церковь, присоединиться к раскольникам, призвать народ на борьбу с Россией и вызвать в Попасную часть окормляемой им паствы для того, чтобы ее могли там арестовать.

26 апреля, приставив дуло к голове, от него потребовали подписать неведомые ему бумаги и отправили в СИЗО Днепропетровска. Ему инкриминировали новую 111 статью о госизмене. Объяснили, что понятых не будет, свидетелей тоже.

Особым везением для протоиерея и тех, кто был с ним в СИЗО Днепропетровска, оказался приезд его матери, которая смогла держать с ним связь, передавая еду, одежду и лекарства не только ему, но и его сокамерникам, их, что называется, увезли из дома в шортах, оставив без связи с родными. Появилась возможность служить в храме святителя Николая, где он крестил осужденных и 56 человек даже причастил.

Вызволенный из Украины отец Андрей напомнил о судьбе настоятеля храма в поселке Яровая Краснолиманского района отце Николае. Он во время боев, отступлений и наступлений оказался практически единственной властью в своем селе, собирался увести людей в более безопасном направлении, но был, как и отец Андрей, арестован, и можно предполагать, что без избиений и пыток дело не обошлось и с ним. Репрессиям подвергся и отец Александр из с. Широкино Днепропетровской области - у него при обыске нашли много брошюр с двуглавыми орлами и это, видимо, тоже тянет на "измену родине".

Под домашними арестами находятся митрополит Ионафан и митрополит Иоасаф, которым вменяется в вину их давнее участие в каких-то телепередачах, теперь тоже ставших почвой для доказательств в измене родине.

И все это, по словам Андрея Павленко, делается без малейшей оглядки на гражданские права людей и с готовностью преследовать их семьи. Военные действия с украинской стороны ведутся в нещадящем каноническую церковь режиме, во дворе кафедрального собора в Северодонецке украинская сторона спокойна устанавливала миномет.

Ну и, конечно, все живут в судорожном ожидании раскрутки зарегистрированного в Раде законопроекта о запрете на Украине Украинской православной церкви. 1 января кончается срок аренды УПЦ церковных зданий в Киево-Печерской Лавре, идут активные слухи, что новыми арендатором может стать ПЦУ.

Есть, правда, еще один мощный невидимый и не до конца ведомый устроителями другой веры на Украине фронт: народ не идет к раскольникам. С 1992 года при полной свободе вероисповедования ни в храмы Киевского патриархата, ни в нынешнюю ПЦУ так и не пошли люди. И томос никого особо не вдохновил. Народ продолжает демонстрировать выбор в пользу канонической церкви и канонического православия.

Материалы, которые находят при обысках, обычно свидетельствуют, что обвинения - чистейший фарс

- Украинская православная церковь - это церковь большинства, с самым большим количеством приходов, - говорит заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, - но и это не смущает украинские власти.

И у УПЦ пока нет адекватных опасностям, которым подвергается она и ее священнослужители, международной защиты. Причина, считает Вахтанг Кипшидзе, заключается в последовательной миротворческой позиции, которую заняла УПЦ. "Она пытается сыграть роль примирителя, но это никому не нужно, наоборот, нужна квази-политическая структура, на роль которой активно подвизается ПЦУ", - объясняет он.

И поэтому клирики и активные прихожане УПЦ берутся в заложники не в силу их незаконных действий, а просто потому что они члены канонической церкви. Материалы, которые находят при обысках, обычно могут только свидетельствовать только о том, что это чистейший фарс.

Вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников зачитал направленное вчера в ОБСЕ официальное обращение в связи с преследованием УПЦ.

Долго объявлявшие себя самыми активными защитниками религиозных прав, западные институты в конце концов почти утвердили о себе столь положительный миф, но, похоже, он разрушается на наших глазах. Судя по тому, сколь неохотно они дают реакцию на явные нарушения, если это не совпадает с политической целесообразностью.

Придется строить иную международную практику защиты, предполагают эксперты, и, может быть, начинать ее со стран БРИКС. Хотя обращать внимание на творящееся на Украине привычных международных инстанций тоже надо.