Космическая тема в интерпретации трех разных часовых марок

Тайны космоса привлекают не только астронавтов.

Макрокосм и микрокосм, кусочек Вселенной на запястье... Космос в любом виде привлекает человечество. Возможно, не случайно в конце года сразу три марки отметились часами, связанными с космической темой.

Ракета «Спутник‑1»

65-летие запуска "Спутника-1" в космос Петродворцовый часовой завод "Ракета" отметил по-своему.

В этом году отмечается 65-летие запуска "Спутника-1" в космос. В честь этой даты часовой завод "Ракета" выпустил часы, главной особенностью которых, помимо характерной для бренда 24-часовой шкалы, стал материал циферблата - алюминиево-магниевый сплав АМг6. Именно из него был изготовлен внешний теплозащитный экран, покрывающий сферическую оболочку спутника. Название сплава выгравировано внизу циферблата. Точка из красной эмали на конце секундной стрелки символизирует движение "Спутника-1" вокруг Земли.

Первый в мире искусственный спутник был запущен в Советском Союзе 4 октября 1957 года. Металлическая сфера с четырьмя антеннами, совсем небольшая по размеру (58 см в диаметре), получила название, синонимичное слову "попутчик". Так слово "спутник" стало известно во всем мире. Радиоволны "Спутника-1" принимали даже любительские радиоприемники, а траектория его полета охватывала практически всю обитаемую часть планеты. Весь мир почувствовал себя причастным к покорению космоса. Сделав 1440 витков вокруг Земли, "Спутник-1" собрал много научных сведений, и через четыре года в космос впервые полетел человек. Именно в честь полета Юрия Гагарина тогда же, в 1961 году, были созданы часы, получившие название "Ракета". Так космос стал неотъемлемой частью бренда.

Часы Ракета "Спутник-1" вдохновлены эскизом модели "Спутник", созданным часовым заводом еще в 1974 году. 24 часовые отметки указывают день и ночь (в верхней и нижней половине циферблата). 24-часовой механизм модели - ноу-хау "Ракеты", он полностью разработан и изготовлен на Петродворцовом часовом заводе.

Сквозь прозрачную заднюю крышку виден мануфактурный механизм с автоподзаводом.

Модель выпущена лимитированной серией 500 экземпляров и предлагается также в составе подарочного набора. В него входят часы на стальном браслете, дополнительный ремешок из ткани с подкладкой из натуральной кожи и миниатюрная модель первого искусственного спутника Земли на подставке. Часы стоят от 110 000 до 115 000 рублей, подарочный набор - 150 000 рублей и продаются в бутиках «Ракета» в Москве и Санкт-Петербурге, а также в интернет-магазине с бесплатной доставкой.

«Константин Чайкин»

Еще одна космическая новость конца 2022 года: часы российского производства вышли в открытый космос - на Международной космической станции побывала специальная модель, созданная часовой мануфактурой «Константин Чайкин».

Специальная модель часов «Константин Чайкин» побывала в открытом космосе.

"Константин Чайкин" теперь стоит в одном ряду с брендами, имеющими к космосу самое непосредственное отношение. Правда, точных известий о том, с какими часами летали советские космонавты, у нас нет. На запястье Юрия Гагарина во время его полета 12 апреля 1961 года предположительно была модель «Штурманских» часов Первого московского часового завода. Еще одной советской легендой считается хронограф «Стрела», в котором Алексей Леонов 12 июня 1965 года впервые вышел в открытый космос (сам Леонов утверждал, что на нем не было часов, но апокрифы оказались сильнее). Докумнетально зафиксировано, что американцы Скотт Карпентер и Уолтер Ширра совершали орбитальные полеты в 1962 году с часами Breitling Navitimer Cosmonaute и Omega Speedmaster. Версия последней модели стала также первыми наручными часами, побывавшими на Луне в 1969 году - на запястье Базза Олдрина. И по сей день Omega остается официальным хронометристом NASA, а Speedmaster - единственными механическими наручными часами, сертифицированными для работы в безвоздушном пространстве. С ними летали многие космонавты.

Сейчас часы российской мануфактуры «Константин Чайкин» проходят испытания для работы в открытом космосе.

Часы российской мануфактуры «Константин Чайкин» после испытаний в открытом космосе могут перейти из разряда прототипа в модель для производства.

Самого Константина Чайкина давно увлекала космическая тема. Еще в 2011 году к 50-летию полета Гагарина он создал часы «Луноход» с самым большим в мире трехмерным указателем лунных фаз. Затем в 2018 году появились часы Mars Conqueror Mk1, отсчитывающие одновременно земное и марсианское время, а следом и первые "авиаторские" часы для путешественников на Марс – Mars Conqueror Mk3 Fighter. Новым достижением Чайкина и его команды в этом направлении стала специальная космическая модель - она пока не имеет названия.

Прототипы специальной космической модели.

Два экземпляра часов, разработанных для работы в условиях невесомости и в открытом космосе, были переданы космонавту Олегу Новицкому, который взял их с собой на МКС 9 апреля 2021 года. Одни часы Новицкий носил на руке внутри станции, а вторые надевал на скафандр во время двух выходов за ее пределы. В ходе испытаний вне МКС отслеживалась не только работоспособность часов, но и действие механизма автоподзавода в условиях невесомости, и изменение температуры корпуса в открытом космосе.

Как и космонавт Олег Новицкий, космонавт Олег Артемьев носил одни часы внутри станции, а вторые во время выхода за ее пределы.

Все эти данные были переданы команде Константина Чайкина, и механизм был доработан. Обновленную версию часов испытал космонавт Олег Артемьев, который совершил выход в открытый космос с часами "Константин Чайкин" 17 августа 2022 года.

Космонавт Олег Артемьев во врем испытаний на МКС.

За сутки до выхода и после него были проведены контрольные сравнения с эталонными часами, находившимися в герметичном отсеке. Результаты экспериментов будут использованы для того, чтобы довести прототип часов для космических полетов до совершенства.

Обратная сторона прототипа космической модели.

Космонавты-испытатели Новицкий и Артемьев уже вернулись на Землю, а часы все еще продолжают свой полет на Международной космической станции.

Girard-Perregaux Cosmos

И, наконец, модель из разряда высокого часового искусства, тоже посвященная теме космоса. Ее выпустила швейцарская мануфактура Girard-Perregaux. Три уникальные версии отличаются материалами циферблатов: это Cosmos Aventurine, Cosmos Obsidian & Onyx и Cosmos Spectrolite & Aventurine.

Модель Cosmos оснащена тремя исключительными усложнениями. Первое - турбийон. Этот механизм, компенсирующий влияние сил гравитации на точность хода часов, размещен в нижней части циферблата и помещен в титановую каретку в форме лиры. Еще два усложнения - глобус земной (на "3 часах", это указатель времени суток) и глобус небесный (на "9 часах", он отображает зодиакальные созвездия). Глобусы украшены золотым узором, выполненным вручную.

Принято считать, что Земля оборачивается вокруг собственной оси за 24 часа. Но звёздные сутки равны 23 часам 56 минутам. Разность скорости вращения "земного" и "небесного" глобусов едва заметна человеческому глазу, однако мануфактура Girard-Perregaux позаботилась о том, чтобы оба глобуса вращались с правильной скоростью.

Стремясь подчеркнуть симметричность циферблата, мануфактура отказалась от традиционной заводной головки. С обратной стороны часов расположена инновационная система подзавода и настройки, выполненная в стиле карманных часов прошлого.

Вместо заводной головки - инновационная система подзавода и настройки.

Часы Cosmos помещены в титановые корпуса и оснащены искусно декорированным мануфактурным механизмом с ручным заводом. Титановый мост Neo Bridge имеет чёрное PVD-покрытие с пескоструйной обработкой. Стекло над циферблатом - куполообразной формы. Модели Cosmos объединяют в себе дизайн, ручные декоративные техники и инновационные технологии. Однако мануфактура предупреждает, что эти три новые модели завершают собой "космическую" главу в ее истории.