Забастовки железнодорожников сорвали праздники французам и британцам

Многим лондонцам пришлось искать альтернативу рождественским поездкам на поездах, после того как железнодорожники объявили забастовку.
Многим лондонцам пришлось искать альтернативу рождественским поездкам на поездах, после того как железнодорожники объявили забастовку. / Gettyimages
Взгляд из Парижа

"Получила СМС-сообщение на телефон о том, что мой поезд отменен. На праздники остаюсь в Гренобле одна как перст". "Я вне себя от злости: сын еще два месяца назад купил мне билет в Париж, чтобы отметить Рождество вместе, а теперь на этом поставлен крест". Таких записей во французском секторе социальных сетей сейчас великое множество.

И все ругают как государственную железнодорожную компанию SNCF, так и профсоюзы, которые объявили забастовку на рождественские дни. Ведь Рождество здесь считается главным семейным праздником, когда близкие родственники собираются вечером в сочельник за общей трапезой. Как правило, съезжаются в родительский дом, а это значит, что именно на эти дни приходится особая нагрузка на междугородний транспорт, и в первую очередь железнодорожный - высокоскоростной, пассажирский, региональный.

Устраивая стачку именно в Рождество, персонал SNCF рассчитывал привлечь больше внимания страны и властей к своей борьбе и добиться от компании выполнения требований, а это, в частности, повышение зарплаты, улучшение условий труда. Забегая вперед, отметим, что им это удалось.

Но в результате накануне и в конце прошлой недели из-за забастовки по всей стране было отменено до 50 процентов рейсов высокоскоростных поездов TGV, треть тех, что эксплуатирует Ouigo - лоукост-фирма SNCF и четверть местных электричек. Более того, в депо остались экспрессы Eurostar, что соединяют Париж с Лондоном через туннель под Ла-Маншем. Но не по вине французов: забастовали британские путейцы.

В результате, по предварительным оценкам, свыше 200 тысяч французов так и не смогли отправиться на встречу с родными.

И это несмотря на прессинг со стороны правительства. Его официальный представитель Оливье Веран активно призывал прекратить стачку, как он подчеркнул, "в самые важные моменты года". Судя по всему, давление было оказано и на руководство SNCF. Ведь не случайно, в конце концов, оно было вынуждено пойти на серьезные уступки профсоюзам. В итоге те согласились по крайней мере не бастовать на Новый год, что неминуемо произошло бы, если соглашения бы не достигли.

Чтобы в будущем избежать рождественского коллапса на рельсах, во Франции стали активнее поговаривать о том, чтобы последовать примеру Италии. Там законодательно запрещено проводить забастовки на транспорте в период знаковых праздников, в том числе в конце года и начале следующего - с 17 декабря по 7 января.

Подготовил Вячеслав Прокофьев, Париж

Взгляд из Британии

В Британии продолжаются нескончаемые забастовки, под знаком которых в разных отраслях протекает весь декабрь. В рождественские праздники на Альбионе полностью перестали ходить поезда, из-за чего любые железнодорожные путешествия внутри страны стали практически недоступными для граждан.

Как и анонсировалось ранее, железнодорожники начали бастовать аккурат накануне Рождества.

Британия погрузилась в многодневный транспортный апокалипсис, который продлился до утра вторника.

В результате под угрозой срыва оказались рождественские поездки миллионов британцев к родственникам и друзьям: о привычных и удобных поездах пришлось забыть.

Железнодорожный коллапс, впрочем, начался в Британии еще в середине месяца, когда рейсы были сокращены до абсолютного минимума. Однако британское правительство до сих пор не удосужилось решить проблемы бастующих работников отрасли.

Недоступность железнодорожного сообщения спровоцировала принцип "домино": остальные виды транспорта тоже оказались под ударом. Так, рождественские праздники страна встретила в немыслимых пробках после того, как жители Альбиона массово пересели на автомобили и автобусы. Только в День подарков на британских дорогах ожидалось свыше 15 миллионов машин, а пресса охарактеризовала ситуацию как "дорожный кошмар".

Авиаперелеты также превратились в головную боль для пассажиров: во-первых, не ходили аэроэкспрессы, а, во-вторых, сотрудники пограничной службы в аэропортах сами бастовали параллельно с железнодорожниками.

В итоге традиционные рождественские поездки превратились для британцев в сложный квест, пройти который для многих оказалось сродни подвигу.

Скорых перемен к лучшему в новом году Британии ждать не стоит: сотрудники железных дорог уже анонсировали новые забастовки на первые дни января.

Крупнейший профсоюз транспортников RMT уже который месяц не может договориться с британскими властями по поводу качественного улучшения зарплат и соцгарантий для железнодорожников. Руководитель RMT Мик Линч дал понять, что нынешние предложения властей неприемлемы. "Наша промышленная кампания (забастовки. - Прим. автора) будет продолжаться в новом году, если это необходимо", - приводит The Independent слова Линча.

Подготовил Владислав Шабловский