"Получила СМС-сообщение на телефон о том, что мой поезд отменен. На праздники остаюсь в Гренобле одна как перст". "Я вне себя от злости: сын еще два месяца назад купил мне билет в Париж, чтобы отметить Рождество вместе, а теперь на этом поставлен крест". Таких записей во французском секторе социальных сетей сейчас великое множество.
И все ругают как государственную железнодорожную компанию SNCF, так и профсоюзы, которые объявили забастовку на рождественские дни. Ведь Рождество здесь считается главным семейным праздником, когда близкие родственники собираются вечером в сочельник за общей трапезой. Как правило, съезжаются в родительский дом, а это значит, что именно на эти дни приходится особая нагрузка на междугородний транспорт, и в первую очередь железнодорожный - высокоскоростной, пассажирский, региональный.
Устраивая стачку именно в Рождество, персонал SNCF рассчитывал привлечь больше внимания страны и властей к своей борьбе и добиться от компании выполнения требований, а это, в частности, повышение зарплаты, улучшение условий труда. Забегая вперед, отметим, что им это удалось.
Но в результате накануне и в конце прошлой недели из-за забастовки по всей стране было отменено до 50 процентов рейсов высокоскоростных поездов TGV, треть тех, что эксплуатирует Ouigo - лоукост-фирма SNCF и четверть местных электричек. Более того, в депо остались экспрессы Eurostar, что соединяют Париж с Лондоном через туннель под Ла-Маншем. Но не по вине французов: забастовали британские путейцы.
В результате, по предварительным оценкам, свыше 200 тысяч французов так и не смогли отправиться на встречу с родными.
И это несмотря на прессинг со стороны правительства. Его официальный представитель Оливье Веран активно призывал прекратить стачку, как он подчеркнул, "в самые важные моменты года". Судя по всему, давление было оказано и на руководство SNCF. Ведь не случайно, в конце концов, оно было вынуждено пойти на серьезные уступки профсоюзам. В итоге те согласились по крайней мере не бастовать на Новый год, что неминуемо произошло бы, если соглашения бы не достигли.
Чтобы в будущем избежать рождественского коллапса на рельсах, во Франции стали активнее поговаривать о том, чтобы последовать примеру Италии. Там законодательно запрещено проводить забастовки на транспорте в период знаковых праздников, в том числе в конце года и начале следующего - с 17 декабря по 7 января.
Подготовил Вячеслав Прокофьев, Париж
В Британии продолжаются нескончаемые забастовки, под знаком которых в разных отраслях протекает весь декабрь. В рождественские праздники на Альбионе полностью перестали ходить поезда, из-за чего любые железнодорожные путешествия внутри страны стали практически недоступными для граждан.
Как и анонсировалось ранее, железнодорожники начали бастовать аккурат накануне Рождества.
Британия погрузилась в многодневный транспортный апокалипсис, который продлился до утра вторника.
В результате под угрозой срыва оказались рождественские поездки миллионов британцев к родственникам и друзьям: о привычных и удобных поездах пришлось забыть.
Железнодорожный коллапс, впрочем, начался в Британии еще в середине месяца, когда рейсы были сокращены до абсолютного минимума. Однако британское правительство до сих пор не удосужилось решить проблемы бастующих работников отрасли.
Недоступность железнодорожного сообщения спровоцировала принцип "домино": остальные виды транспорта тоже оказались под ударом. Так, рождественские праздники страна встретила в немыслимых пробках после того, как жители Альбиона массово пересели на автомобили и автобусы. Только в День подарков на британских дорогах ожидалось свыше 15 миллионов машин, а пресса охарактеризовала ситуацию как "дорожный кошмар".
Авиаперелеты также превратились в головную боль для пассажиров: во-первых, не ходили аэроэкспрессы, а, во-вторых, сотрудники пограничной службы в аэропортах сами бастовали параллельно с железнодорожниками.
В итоге традиционные рождественские поездки превратились для британцев в сложный квест, пройти который для многих оказалось сродни подвигу.
Скорых перемен к лучшему в новом году Британии ждать не стоит: сотрудники железных дорог уже анонсировали новые забастовки на первые дни января.
Крупнейший профсоюз транспортников RMT уже который месяц не может договориться с британскими властями по поводу качественного улучшения зарплат и соцгарантий для железнодорожников. Руководитель RMT Мик Линч дал понять, что нынешние предложения властей неприемлемы. "Наша промышленная кампания (забастовки. - Прим. автора) будет продолжаться в новом году, если это необходимо", - приводит The Independent слова Линча.
Подготовил Владислав Шабловский