О некоторых из них "РГ" рассказал исполнительный директор компании Ctrl2GO Solutions (входит в группу Ctrl2GO) Алексей Волконицкий.
Алексей Валерьевич, для каких производств разрабатывает решения ваша компания?
Алексей Волконицкий: Мы разрабатываем цифровые решения для нескольких индустрий - энергетики, горнодобывающей промышленности, металлургии, нефтегазового сектора, транспорта и строительства. На этапе создания базовой платформы для наших продуктов мы поняли, что за отраслевой спецификой скрываются бизнес-процессы, которые часто пересекаются в совершенно разных индустриях. Именно на них и направлены наши решения. Поэтому, когда мы разрабатываем цифровые продукты в любой области - будь то повышение эффективности и безопасности персонала, мониторинг состояния промышленного оборудования или оптимизация производства - мы используем единый подход. С помощью экспертов выявляем проблемы отрасли, чтобы понять, как их решать. Сопоставляем эти данные, наш опыт и те наработки, которые у нас уже есть, и только после этого заходим в отрасль. Сегодня в нашем плане развития есть варианты решений еще для двух отраслей.
Вы разрабатываете свои решения на основе больших данных. Это полностью оригинальные разработки или калька с зарубежных?
Алексей Волконицкий: Все наши решения полностью оригинальны, разработаны специалистами группы Ctrl2GO и защищены патентами. Импортные компоненты сейчас исключены полностью. Покупать решения западных вендоров всегда было дорого для России, а сейчас это и вовсе нецелесообразно.
А ваши продукты дешевле?
Алексей Волконицкий: Однозначно. И с учетом сложившейся экономической ситуации мы понимаем, что цена на подобные решения расти не будет, но при этом качество должно оставаться на стабильно высоком уровне, а еще лучше - расти. Потому что, например, промышленное оборудование, на которое нацелено наше решение, имеет длительный срок службы и вряд ли будет меняться в ближайшее время.
Что внедрение этих решений дает производствам, какие перспективы открывает?
Алексей Волконицкий: Тут надо говорить о каждом продукте в отдельности. Например, решение SmartDiagnostics - это предиктивная аналитика, мониторинг и выявление поломок оборудования на ранней стадии. С его помощью можно сократить простои, снизить аварийность и затраты на техническое обслуживание и ремонт, продлить срок службы и повысить энергоэффективность оборудования.
Второй продукт - SmartAdviser. Это "умный советчик", который сейчас применяется в металлургии и химической промышленности и помогает экономить до полутора процентов сырья, позволяет повысить производительность и качество выходного продукта.
Как на практике применяется решение SmartAdviser?
Алексей Волконицкий: Это цифровой советчик, помогающий управлять технологическими процессами в металлургии, горнодобывающей промышленности, на химическом производстве. Например, на этапах шихтования, флотации (обогащения) или грануляции он дает рекомендации по управлению оборудованием, прогноз качества готового продукта и данные для планирования процессов и поставок сырья. Я уже упомянул, что это позволяет повысить выход готовой продукции до 1,5 процента. В зависимости от мощности предприятия это могут быть сотни миллионов рублей.
А в каких отраслях и с каким оборудованием применяется решение SmartDiagnostics? И как можно заранее посчитать, каким будет эффект от его внедрения?
Алексей Волконицкий: SmartDiagnostics может эффективно работать на всех производствах, где есть крутящееся и вращающееся оборудование: это энергетика, нефтегаз, транспорт, машиностроение, металлургия, химическая, обрабатывающая, пищевая промышленность, многие другие отрасли.
За счет постоянного мониторинга и выявления отклонений в работе оборудования наше решение позволяет заблаговременно обнаружить дефект и на ранней стадии предотвратить серьезную поломку. Помимо снижения стоимости ремонта, это еще помогает избежать и потерь от простоя дорогого оборудования, и издержек, связанных с невыполнением планов и обязательств. Это решение является первым в России по скорости и заблаговременности выявления таких поломок.
Готовы ли российские компании к внедрению подобных решений?
Алексей Волконицкий: За последние пять лет отношение потребителей к таким решениям изменилось. Пять лет назад даже небольшие и несложные ИТ-решения позволяли компаниям выживать, поэтому их охотно и быстро внедряли. Сейчас все уже не так просто: нужно не только создать продукт, но и показать его эффективность в рамках пилотного проекта - бесплатно либо за очень умеренные деньги, которые, как правило, даже не окупают себестоимость. На практике внедрение этих решений приносит эффект уже через месяц, но заказчики хотят посмотреть, насколько эффект стабилен, не случайность ли это. И только после этого мы переходим к полноценным контрактам и внедрению.
Вы не упомянули третье ваше решение - SmartTeam. Расскажите о нем подробнее.
Алексей Волконицкий: SmartTeam решает сразу три задачи. Заказчик может комбинировать их по своему усмотрению. Во-первых, оно позволяет объективно оценить эффективность работы сотрудника и увидеть, что мешает ее повышению. Применение нашего решения позволяет увеличить ее в среднем на 20 процентов. Если посчитать, что каждый рабочий, например, на стройке должен обеспечить выработку в физических объемах в пределах 250-300 тысяч рублей в месяц, то 20 процентов - это плюс от 50 до 60 тысяч рублей выработки на одного сотрудника.
Вторая задача, которую позволяет решить SmartTeam, - это обеспечение промышленной безопасности, то есть выполнение всех правил охраны труда. Если сотрудник пересек какую-то границу, которую не должен пересекать, зашел в зону, в которую не должен заходить, поднялся на высоту, на которой он не должен находиться, оператору сразу же идет сигнал. А если, не дай бог, произошло ЧП, оператор мгновенно это видит и оперативно действует - вызывает помощь, останавливает оборудование или сообщает находящимся рядом сотрудникам о происшествии .
Третья задача - это охрана здоровья. SmartTeam применяют на опасных производствах, где есть химические или физические факторы риска - опасные вещества, высокая температура, влажность и так далее. Наше решение позволяет оператору в моменте понимать уровень стресса, усталости и состояние организма сотрудника. И в случае, если нарушен сердечный ритм или дыхание, повышена температура, сотрудника можно заблаговременно перевести с рабочего места, чтобы с ним не случилось что-то более серьезное. И либо дать ему передохнуть, либо отправить на медкомиссию, чтобы он прошел все обследования и удостоверился, что с ним все в порядке. Причем наше решение позволяет осуществлять двойной контроль: уведомления приходят и оператору, и самому сотруднику.
Какие устройства для этого используются?
Алексей Волконицкий: Мониторинг позволяют вести наручные смарт-часы и специальная футболка, в которую вшиты сенсоры, контролирующие дыхание, температуру, ЭКГ. Мы долго выбирали носимые устройства: чтобы определить нужные бизнес-кейсы, была проведена большая работа с руководителями по промбезопасности, а необходимые параметры для мониторинга были выявлены в ходе исследований с участием ведущих медицинских учреждений.
Какие возможности SmartTeam предоставляет руководству предприятий?
Алексей Волконицкий: По сути мы даем инструмент для получения объективных данных, а как им пользоваться и какие выводы делать, обладая этой информацией, решают сами руководители. Конечно, наиболее очевидный способ повышения эффективности - выявление нерадивых сотрудников. Но мы всегда предостерегаем: если вы будете использовать решение только как кнут, то ни до чего хорошего это не доведет. Поэтому предлагаем и систему поощрений: например, если вы видите в разрезе года, что сотрудник работает хорошо, может быть, стоит предложить ему другую должность, повысить заработную плату или отправить поучиться? И получить от него еще больше эффекта в будущем.
Были ли случаи негативной реакции со стороны сотрудников?
Алексей Волконицкий: По контролю здоровья проблем вообще никаких не возникало. Что касается соблюдения правил промбезопасности, то вопрос - в политике компании. Наиболее сложно, конечно, с контролем эффективности: не всем сотрудникам нравится, что за ними наблюдают. Поэтому мы объясняем, почему эта информация нужна им самим. Ведь часто бывает, что человек сам не знает, насколько он эффективен. К тому же случается, что неэффективность сотрудника не связана напрямую с его недоработками. Он, к примеру, может прийти за инструментом и прождать два часа начальника склада. Здесь у сотрудника появляется фактура для работодателя: мне не выдали инструмент, не подвезли материалы, комплектующие и т.д. - поэтому я не смог выполнить задание…
То есть это решение помогает повысить эффективность не только сотрудников, но и процессов?
Алексей Волконицкий: В нормальных компаниях первое обычно неразрывно связано со вторым. Наше решение позволяет повысить эффективность и управленческих решений.
За какой примерно период окупается внедрение SmartTeam?
Алексей Волконицкий: Не больше, чем за год.