"Обычно повторный прокат приурочен к юбилейным датам выхода картин, - отмечает Мария Ламар. - А сейчас, в условиях дефицита новых лент, это один из способов пополнить оскудевшую кассу". Перед повторным прокатом фильмы проходят цифровую реставрацию и другую обработку. Например, "Мосфильм" в этом году подготовил к показу "Сталкер", "Мы из джаза", "Самая обаятельная и привлекательная", "Курьер" и другие любимые многими шедевры. Готовятся к представлению в современных кинозалах фильмы Алексея Балабанова "Жмурки", "Про уродов и людей", "Морфий".
Кинотеатры приобретают "новые старые" фильмы в значительной степени вынужденно, ведь новые ленты на замену голливудским просто еще физически не успели снять, комментирует медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова. С другой стороны, считает преподаватель РАНХиГС, киновед Евгения Смыкова, ощущение сверхчастого повторного проката в условиях санкций обманчиво. "На самом деле эта традиция появилась еще в 2010-х, - разъясняет эксперт. - Уже многие годы, например, в петербургском кинотеатре "Аврора" проходят ретроспективы как отечественных, так и зарубежных режиссеров".
Зрители активно идут на "премьеры" давно просмотренного кино. Миллионы рублей в повторном прокате собрали, например, "Москва слезам не верит", "Офицеры", "Семнадцать мгновений весны". По мнению Юлии Загитовой, у популярности повторных показов есть несколько причин. Одна из главных - высокое разрешение фильма, качественный звук и, безусловно, атмосфера кинотеатра, которую дома воссоздать чересчур накладно. Однако справедливости ради стоит отметить, что даже самые успешные в повторе "Братья" не конкурируют с новинками. Например, свежий российский фильм "Сердце Пармы" собрал почти в 10 раз больше классики Алексея Балабанова. По мнению режиссера, директора кинопроизводственной и театральной компании "ЕРМАК" Родиона Белькова, одними только повторными показами зрителя в синематографы уже не привлечешь. По его оценкам, чтобы составить действительно эффективную премьерную сетку, необходимо создавать до 500 отечественных фильмов за год, а сейчас на господдержку могут рассчитывать только 70. При этом, считает Родион Бельков, параллельно можно привлекать аудиторию фильмами, которые давно сняты, но по разным причинам не были показаны. Например, "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, где играли Валентин Гафт, Леонид Куравлев и Михаил Ульянов. Премьеру, добавил собеседник "РГ", можно было бы провести с живым оркестром, как это сделал Джеймс Кэмерон во время повторного проката "Титаника".