ВС РФ объяснил, как защитить свое имущество по долгам супруга

Личное банкротство граждан в последние годы перестало быть некой экзотикой, а прочно прописалось в жизни немалого числа граждан. Поэтому разъяснение Верховного суда, как при банкротстве одного из супругов другому не потерять свое собственное добро, исключительно актуально по нынешним временам.

Верховный суд РФ изучил спор о том, становятся ли супруги солидарными должниками, если их обязательство признано общим. ВС сказал главное - если заем брал один из супругов, второго по этому обязательству обанкротить нельзя. Кредитор может претендовать только на то имущество второго супруга, которое нажито в браке. Юристы подчеркивают, что общей практики по таким спорам нет. Поэтому такое решение важно, так как теперь граждане будут больше защищены от бремени долгов супруга, о которых могли даже не знать. Первым решение заметил портал Право.ru.

Наша героиня 10 лет состояла в браке. За это время ее муж взял четыре займа на 10 млн руб. у знакомой. Он не смог вернуть долг. И кредиторша пошла в суд. Тот и взыскал 11,84 млн руб. (с учетом процентов). Но взыскать совсем не значит - получить. Поэтому кредиторша позже инициировала банкротство должника. И мужчину признали несостоятельным. Итог: деньги кредитору вернуть так и не удалось, поэтому дама, дававшая их, в суде потребовала признать долг перед ней общим обязательством мужа и жены.

ВС: если заем брал один из супругов, второго по этому обязательству обанкротить нельзя

Но потом случилось следующее: суд удовлетворил ее просьбу, но на тот момент супруги уже развелись. И мужчина один платить не собирался. А следующий суд по его просьбе распределил обязательства между супругами в равных долях. Вот после этого кредиторша подала на банкротство бывшей супруги.

Арбитражные суды трех инстанций согласились возбудить дело, указав на признание долга общим для супругов. Экс-жена с этим не согласилась и пошла в Верховный суд. Там она сказала, что лично у нее нет денежного обязательства перед кредитором. В счет долга бывшего мужа можно забрать лишь совместно нажитое в браке имущество, но не любые личные активы.

ВС встал на ее сторону и объяснил, что "презумпция согласия с действиями супруга" не означает, что у партнера возникают долговые обязательства перед третьими лицами, "с которыми он не вступал в правоотношения". Значит, признание долга общим еще "не влечет солидарную обязанность по его погашению". И не создает у кредитора право требования, дающее право банкротить жену по долгам теперь уже бывшего мужа. ВС признал возбуждение банкротства супруги необоснованным и прекратил процедуру. Эксперты говорят, что по умолчанию долг супруга считается личным и взыскание обращается только на его добрачное или подаренное имущество, а также на долю в совместно нажитом.

Для признания долга общим кредитору нужно доказать, что полученные средства были потрачены на нужды семьи. А по словам юристов, до сих пор не было единообразной практики по возможности признания второго супруга банкротом на основании обязательства, признанного общим.

Одни суды считали это возможным, ссылаясь на ст. 45 Семейного кодекса - по общим обязательствам супруги отвечают солидарно, в том числе личным имуществом в случае недостаточности общего. Другие суды отклоняли такие просьбы кредиторов, считая, что признание обязательств общими направлено исключительно на пополнение конкурсной массы за счет совместно нажитого имущества. ВС поддержал последний подход.

По мнению юристов, такое решение ВС позволит пресекать попытки кредиторов превратить долг одного супруга в обязательство обоих.