27.12.2022 20:14
    Поделиться

    Екатерина Бордачева: Если каждый месяц мы будем выпускать по отечественному блокбастеру, то кинотеатры продержатся

    Российский прокат уже невозможно представить без главного индустриального события - Московского международного кинорынка, давно ставшего местом встречи всех участников кинопроцесса: представителей кинокомпаний, дистрибьюторов и показчиков. Однако за последнее время в киноотрасли многое изменилось: крупные зарубежные релизы исчезли из кинотеатров, из-за чего кассовые сборы упали в разы, а эксперты заговорили о возможном массовом закрытии кинозалов.
    предоставлено Екатериной Бордачевой

    В такой ситуации Московский международный кинорынок тоже не мог остаться прежним. Об этих изменениях, а также о том, как чувствует себя сегодня российское кино, что с ним произошло после ухода большого Голливуда и что нам ждать завтра, мы поговорили с генеральным директором кинорынка - Екатериной Бордачевой.

    - Катя, очередная сессия кинорынка прошла в конце ноября этого года и, как всегда, собрала на одной площадке ведущих представителей киноиндустрии. Но давай для начала попробуем открутить пленку назад: можешь ли ты вспомнить свои ощущения, мысли, чувства, когда стало понятно, что из отечественных кинотеатров уходит "большой Голливуд"?

    - Я очень хорошо помню свое тогдашнее состояние, потому что кинорынок 2022 года был изначально запланирован на май. Я к тому времени успела собрать программу, в которой должны были участвовать и Disney, и Sony, и Universal, и независимые прокатчики, работающие с зарубежным контентом. И вдруг в самых первых числах марта стало понятно, что ничего этого уже не будет. Но шок был не только у нас: и у кинотеатров, и у прокатчиков было ощущение, что все закончилось. Зрители тоже удивлялись, что кинозалы еще открыты: раз нет американского контента, то что они там показывают? Плюс уход зарубежных партнеров связан не только с репертуаром: он тянет за собой технологии, оборудование для съемок и кинопоказа…

    - Кстати, по поводу аппаратуры. Как тебе кажется, импортозамещение в секторе кинопоказа и кинопроизводства возможно? Ведь продюсеры говорят, что даже штативы приходится закупать за границей - у нас их не производят. Значит, импортозамещение - это вопрос не двух-трех лет…

    - И не пяти, и даже не десяти. Потому что сейчас вся наша отрасль (и кинопроизводство, и кинопоказ) практически на сто процентов зависит от зарубежного оборудования. Чтобы его полностью заменить, нужна государственная программа, но она в любом случае не сможет сработать быстро. К примеру, замена 35-миллиметровых проекторов на цифровые заняла около десяти лет. При этом участники рынка видели, что им эта замена выгодна, да и государство выделяло большие средства. Сейчас ситуация другая: никто не побежит менять английский экран на какой-то другой. Во-первых, потому что на сегодняшний момент наше отечественное оборудование (от проекторов до звуковых систем) все еще неконкурентоспособно. Во-вторых, на "цифру" кинотеатры перешли, чтобы сэкономить и упростить процесс кинопоказа. Что даст им переход на российскую аппаратуру, пока не знает никто.

    - Тогда давай вернемся к прокату. Весной эксперты его практически "похоронили": многие говорили о том, что около 70% кинотеатров закроются. Как я понимаю, такие прогнозы не сбылись?

    - Сейчас, по разным данным, процентов сорок всех кинозалов или закрыты, или заморожены. Хотя глобального закрытия не произошло: чаще всего многозальники просто ограничивают количество залов или сокращают рабочий день. А вот маленьким кинотеатрам в небольших городах действительно сложно: дополнительных ресурсов, как у крупных сетей, у них нет, поэтому они первыми сходят с дистанции. Но это, к счастью, не 70% все-таки.

    Другое дело, что кинотеатрам приходится идти на разные уловки, чтобы хоть как-то выкрутиться: кто-то сдает залы в аренду, кто-то устраивает пиратские показы. То есть, если вы откроете расписание региональных кинотеатров, вы увидите, что некоторые из них крутят "Черного Адама", продолжают показывать "Тора" и т. д. Делается это так: показчики берут фильм, у которого есть прокатное удостоверение, и крепят к нему копию голливудского блокбастера. Но я говорю это не для того, чтобы осудить кого-то, а просто объясняю систему выживания кинотеатров.

    - А как ты сама относишься к такой практике?

    - Плохо. Мне кажется, что любое пиратство расшатывает экосистему в целом. Что же касается так называемого параллельного проката, то к нему тоже есть вопросы. Сейчас кинотеатры берут пиратские копии и ни с кем не делятся: просто пополняют кассу, чтобы хоть как-то существовать. Нам же предлагают создать некий орган, который им будет эти копии привозить - и которому показчик будет обязан передавать часть выручки. Но если раньше прокат крупных релизов сопровождался гигантским рекламным бюджетом, то в нынешней ситуации такого масштабного продвижения, скорее всего, не будет. В итоге выгода кинопоказчика оказывается под большим вопросом: на нем и аренда, и зарплаты, и обновление оборудования, и налоги. А раз рекламных кампаний нет, то зрители толпами на фильмы параллельного проката идти не будут. Так что нужно какой-то другой выход искать.

    - Как бы то ни было, "Сердце пармы" стало для нашего проката светом в конце туннеля: зрители наконец-то пошли в кино, а эксперты заговорили о возрождения интереса к кинопоказам…

    - "Сердце пармы" только подтверждает правила. Если медиа (телевидение, радио, интернет) говорят о проекте как о чем-то масштабном, о чем-то заслуживающем массового внимания, то первая неделя всегда за этим проектом. Зритель на него побежит, потому что не захочет пропустить что-то важное. А дальше начинает работать "сарафан" - или плохой, или хороший.

    Поэтому чего сейчас нужно добиться? Чтобы каждый четверг выходил какой-то интересный жанровый контент. К сожалению, в российском кино его пока не так много. Но если хотя бы раз в месяц такое "Сердце пармы" будет выходить, то кинотеатры продержатся.

    - А как ты относишься к тому, что в кинотеатрах все чаще и чаще появляется сериальный контент?

    - Когда ты приходишь в кино на премьерную серию какого-нибудь качественного сериала - это одно. Это новый вид досуга, новый перформанс. После него ты решаешь, смотреть ли сериал целиком. И совсем другое, когда тебя приглашают в кино на сляпанную наспех полуторачасовую версию всего сезона: ты видишь сюжетные несостыковки, которые в таких случаях неизбежны, видишь, как герои исчезают куда-то, а история не развивается по законам полнометражного кино. Так что такие "эксперименты" могут сработать только в краткосрочном периоде, после которого нужно будет опять приложить массу усилий, чтобы убедить зрителей вернуться в кинотеатр. Ведь они вышли с сеанса разочарованными.

    - Тогда получается, что вариантов у кинотеатров два: или надеяться на возвращение Голливуда, или ждать лавины отечественных хитов…

    - Я так скажу: судя по питчингам, которые недавно прошли в Фонде кино, таких проектов, как "Сердце пармы", у нас с каждым годом будет появляться все больше и больше. Плюс сориентируются бизнесмены и медиагруппы, которых у нас, кстати, немало и в которых работают настоящие профессионалы. Просто для всего этого нужно время. А кинотеатры ослаблены уже сейчас. Плюс зрители должны будут перестроиться, чтобы изменились запросы.

    - Как бы то ни было, плюс сегодняшней ситуации в том, что на экраны вышли отличные авторские фильмы, которые раньше были обречены на фестивальное гетто. И занимаются ими маленькие независимые кинопрокатчики, у которых появилась возможность заявить о себе…

    - Согласна с тобой: я тоже радуюсь, что кино, которое мы могли увидеть только на фестивалях, сегодня буквально хлынуло в кинотеатры. И это действительно лавина хороших, любопытных фильмов. Они рождают новый киноязык, важные темы затрагивают… Но ими занимаются не только маленькие прокатчики: авторские релизы выпускают ЦПШ, "Вольга" и другие.

    Но вот что важно: сегодня карта игроков полностью перекраивается. К примеру, бывший гендиректор российского офиса Universal Pictures Вадим Иванов вместе с директором по маркетингу Николаем Борунковым основали кинопрокатную компанию "Атмосфера кино", а бывший топ-менеджер российского Disney Вадим Смирнов и его команда перешли в "НМГ Кинопрокат". И это, с одной стороны, расширяет возможности для фестивальных фильмов (потому что они могут выйти в прокат при поддержке крупных прокатчиков), а с другой - усложняет жизнь маленьким независимым компаниям, которым состязаться с крупными игроками очень непросто. Думаю, что выживут из них те, кто останется на своих рельсах, то есть по-прежнему будет закупать европейское и мировое независимое кино - это особая ниша, востребованная зрителем. В любом случае я надеюсь на то, что рынок останется многообразным.

    - Катя, давай теперь поговорим о Кинорынке этого года. Чем он отличался от предыдущих?

    - Честно скажу: более стрессового Кинорынка в моей жизни не было. Дело в том, что маленькие кинопрокатные компании, "выстрелившие" этим летом, рисковать пока не готовы: у них слишком короткий горизонт. Поэтому опереться на них было нельзя. А вновь образованные "мастодонты", о которых я говорила, еще не готовы заявить о себе. (Исключение - "Атмосфера кино", единственный большой прокатчик из новичков, уже сформировавший пакет релизов.) Поэтому если раньше мы ставили в центр программы мейджоров, а вокруг них группировали независимые компании, то в этот раз пришлось задействовать совершенно другие схемы.

    Другая проблема, с которой мы столкнулись, связана с местом проведения. Мы всегда стремились к тому, чтобы кинорынок проходил на независимых конгресс-площадках, на которых мы могли сами построить зал буквально с нуля. Но в сегодняшних реалиях таких возможностей не было, поэтому Кинорынок впервые пришел в кинотеатр (конкретно - в "Формулу Кино на Кутузовском"). И это тоже важный шаг, потому что он говорит о солидарности отрасли: мы принесли в кинотеатр новый для него деловой формат.

    Как бы то ни было, на отсутствие внимания нам жаловаться не пришлось: кинопоказчики к нам ехали со всей страны - от Петрозаводска до Владивостока. А это самое главное.

    - Важная часть Кинорынка - это презентации, дискуссии и круглые столы. Кинорынок-2022 не стал исключением?

    - Сквозная дискуссия у нас шла три дня: мы говорили про прокат в различных конфигурациях, обсуждали итоги года и пытались заглянуть в будущее. Начали с кинопроката соседних стран: Беларуси, Казахстана и Узбекистана, потом перешли к фестивальной активности и к продвижению авторского кино (как мы знаем, фестивали - один из основных инструментов популяризации такого контента). А главная наша отраслевая дискуссия - это "Кинопрокат: линия горизонта 2023". Среди участников у нас были директор Фонда "Кинопрайм" Антон Малышев, генеральный директор компании "Марс Медиа" Юлия Иванова, глава кинопрокатной компании TenLetters Дмитрий Можаев, генеральный директор кинокомпании "Контент-клуб" Антон Сиренко и другие. И во время этой дискуссии спикеры как раз говорили о том, что кинотеатры нуждаются в серьезной поддержке, потому что поток крупных коммерческих релизов нужно ждать не раньше 2024 года, а до этого перед всеми нами стоит задача по сохранению отрасли.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.

    Поделиться