Эксперты оценили целесообразность ремонта "Северных потоков"

Оператор "Северного потока" компания Nord Stream AG начала оценку повреждений газопроводов в Балтийском море после диверсии.
REUTERS/Arnd Wiegmann

По информации издания The New York Times, сейчас специалисты пытаются определить, как долго поврежденные трубы могут выдерживать воздействие соленой воды.

Весь ремонт взорванных "Северных потоков" эксперты оценили в более чем 500 млн долларов.

При этом помимо технической стороны ремонта до сих пор нет ответов на вопросы, связанных с экономическим обоснованием восстановления газопроводов, а также финансированием и участием в этих работах европейских компаний, без чего все дело теряет смысл.

Вопрос даже не в виновнике диверсии, а в гарантиях безопасности - Россия их обеспечить не может, так как большая часть трубы пролегает в водах и экономической зоне стран НАТО.

С этой точки зрения, логична была бы передача или продажа газопровода Германии, поскольку без ее активного участия использование трубы все равно невозможно, отмечает руководитель Центра Развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников.

Открытой информации о масштабе повреждений недостаточно для точной оценки. Тем не менее, исходя из базовой логики, непосредственно разрушен сравнительно небольшой участок у всех трёх ниток (около 1-1,5 км), и вода заполнила только часть труб. Таким образом, ремонт, несомненно, возможен и предпочтительнее полной замены труб, считает Мельников.

Ремонтировать газопроводы есть смысл после подписания контрактов с потребителями газа в ЕС

По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, ключевым риском удорожания ремонта может стать коррозия на сварочных швах, которая может образоваться вследствие заполнения поврежденных ниток "Северных потоков" морской водой. В отличие от основной части трубопровода, сварочные швы не оснащены специальным защитным покрытием, из-за чего даже в случае восстановления поврежденных участков газопровод может оказаться непригодным для эксплуатации. В таком случае потребуется полная замена морской части трех ниток "Северных потоков".

Родионов считает, что даже эти работы будут экономически обоснованы из-за риска обесценения капиталовложений в строительство подводящей инфраструктуры. Общая стоимость газопроводов "Бованенково - Ухта" и "Ухта - Грязовец" (прокачивающих газ для "Северных потоков) составила 1,4 трлн рублей и превысила стоимость "Силы Сибири", по которой газ экспортируется в Китай из якутского и иркутского центров газодобычи.

Но экономически ремонтные работы будут обоснованы, только если "Северные потоки" после них заработают, а не останутся на дне памятниками прошлого - успешного партнерства России и ЕС в сфере энергетики.

Как отмечает начальник Управления аналитических исследований ИК "ИВА Партнерс" Дмитрий Александров, начинать ремонт до окончания расследования диверсии теоретически можно, но целесообразно было бы только после подписания твёрдых контрактов на поставку с крупными потребителями газа, что сейчас выглядит малореальным.

Ярким примером того, что в ЕС пока не готовы увеличивать поставки газа из России, является газопровод "Ямал-Европа" через Польшу. Он не взорван, а просто остановлен из-за взаимных санкций. Но вопрос по его запуску даже не поднимается. Также никакой положительной реакции со стороны ЕС не последовало на предложение России создать газовый хаб (площадку торговли газом) в Турции.

Причем, как отмечает Родионов, Турция в ближайшие годы может стать крупным экспортером газа благодаря освоению запасов Черного моря, оценка которых на днях была увеличена до 710 млрд кубометров. Из них 652 млрд кубометров приходится на месторождение "Сакарья", добычу на котором Турция планировала начать уже в 2023 года. Поэтому содействие Турции в развитии инфраструктуры со стороны России в среднесрочной перспективе может ударить по позициям нашего газа на европейском рынке.

То есть речь идет о поставках газа не только из России, но и от других производителей. Теоретически, на этом хабе мог бы продаваться также азербайджанский, иранский и туркменский газ, а не только российский или турецкий.

По мнению Мельникова, европейцы не хотят покупать российский газ. Обсуждение всех проектов, направленных на увеличение экспорта российского газа на Запад, бессмысленно до урегулирования конфликта на Украине и стабилизации отношений с Европой. До тех пор приоритетными должны быть проекты по перенаправлению газа на рынок Азии, который также является и наиболее перспективным с коммерческой точки зрения в долгосрочной перспективе, считает эксперт.