В 2023 году многие международные соревнования по различным видам спорта будут отборочными к Олимпиаде-2024 в Париже. Но наши спортсмены пока не допущены к турнирам. И есть опасения, что россияне просто технически не успеют квалифицироваться…
Олег Матыцин: Как известно, МОК принял рекомендации к международным спортивным федерациям об отстранении наших спортсменов и лишении права проведения соревнований на территории России. Почти весь 2022 год проходил под таким давлением МОК. Изначально был использован аргумент о якобы заботе о физической безопасности россиян и белорусов - участников состязаний. Однако уже и глава МОК Томас Бах заявил, что этот вопрос потерял актуальность. Все понимают: без россиян привлекательность различных турниров для рекламодателей, телевидения, болельщиков, организаторов значительно снизилась. Серьезной конкуренции без нас в большинстве видов нет. Возьмите лыжные гонки - в отсутствие россиян норвежцы на этапе Кубка мира берут девять мест из первой десятки. И это, естественно, никому не интересно.
Или еще пример - Россию лишили чемпионата мира по волейболу, его должны были принять десять городов страны. Турнир экстренно провели в Польше и Словении. Так там на многих матчах присутствовало лишь по две-три сотни зрителей. Настоящая антиреклама вида спорта…
Сейчас ведутся переговоры Олимпийского комитета России, МОК, наших национальных федераций с федерациями международными о переходе либо о нашем включении в систему азиатских соревнований. Но тут есть и вопрос: каким образом будут перераспределяться отборочные олимпийские квоты? В подавляющем большинстве видов спорта и дисциплин по времени мы никуда не опоздали, сохраняем шансы добиться олимпийских лицензий. Думаю, МОК делегирует решение технических регламентов по нашему участию международным федерациям, они сами определят схемы отбора. Главное, что время пока у нас есть, хотя его становится все меньше и меньше. Недавно на Олимпийском собрании я подчеркнул, что руководителям наших федераций по видам спорта нужно плотнее взаимодействовать с федерациями зарубежными, вести предметный диалог, ставить вопросы. И не ждать, пока придут некие готовые регламенты с их стороны, а самим заранее предлагать решение, одновременно взаимодействуя и с европейскими, и с азиатскими конфедерациями. Это очень и очень непростой вопрос. Но мы не теряем надежду.
Какие из стран продолжают поддерживать с нами спортивные связи, не боятся санкций, давления извне?
Олег Матыцин: Мы максимально оперативно постарались сформировать календарь соревнований открытого формата с учетом реалий. Они не только в нежелании отдельных стран приезжать к нам, а еще и в боязни получить вторичные санкции со стороны международных федераций. В этом отношении мы всегда говорили, что недружественных стран для нас нет, приглашаем абсолютно всех. В итоге уже после введения санкций провели ряд международных соревнований крупного формата. Начали с зимних Игр паралимпийцев, где участвовали пять стран. Отмечу, что Иран активно откликается на все наши приглашения. Иранцы наряду с китайскими парами даже участвовали в Открытом чемпионате России по пляжному волейболу. Выступали и на летних Играх паралимпийцев, где соревновались уже 11 стран. Масштабными и представительными получились "Игры дружбы" по водным видам спорта в Казани: почти три десятка государств разных континентов прислали своих спортсменов. Особенно активны представители арабского, ближневосточного регионов, Латинской Америки. Причем приехали участники и из Европы. Показательно, что на Игры паралимпийцев приезжали спортсмены Германии.
Китай твердо поддерживает все наши проекты в спортивной сфере. Недавно завершились Российско-китайские молодежные зимние Игры, в дальнейшем будем максимально реализовывать спортивную программу года российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта. Особый акцент по поручению президента РФ сделан на спортивном сотрудничестве со странами БРИКС, куда входят Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, с государствами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - это, помимо все того же Китая, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан...
Планируем провести в Екатеринбурге Международный спортивный студенческий фестиваль. Соревнования открытого формата не для сборных, а именно для университетских команд. Приглашаем абсолютно всех, наибольшего отклика ждем от стран Латинской Америки, Африки. Надеюсь, в скором времени международная обстановка позволит снять все психологические барьеры для наших коллег из стран Европы, они смогут приезжать в Россию, не оглядываясь на чье-то недовольство. Предлагая свои форматы соревнований, мы подчеркиваем, что не создаем никаких альтернатив международным федерациям.
Вместе с россиянами под санкциями находятся и белорусские спортсмены. Мы поддерживаем друг друга, проводя совместные соревнования. Но наверняка на этом сотрудничество не заканчивается?
Олег Матыцин: Наше партнерство, дружба за период санкций только укрепились. Решили проводить совместные коллегии двух министерств спорта не раз в два года, как раньше, а раз в три месяца. Там координируем и прорабатываем вопросы подготовки кадров, спортивной медицины, импортозамещения техники, инвентаря, проведение научных исследований. Мы ведем очень конструктивное сотрудничество по линии олимпийских комитетов, по отдельным регионам и по линии высших учебных заведений. Безусловно, ищем общие подходы к диалогу с международным спортивным сообществом. Всегда говорим не только о допуске России. Сейчас санкции наложены на две страны по одной и той же причине, и, естественно, в дальнейшем обе страны должны быть полностью в своих правах восстановлены.
Мы считаем, что такое взаимодействие дало возможность укрепить наши национальные системы и сохранить конкуренцию. По многим видам белорусские атлеты - одни из лидеров мирового спорта. И конечно, будем продолжать развивать отношения, независимо от того, закончится период санкций или нет. Чтобы найти выход из непростой ситуации, надо активно развивать связи абсолютно со всеми. Тем более с ближайшими соседями.
Минспорт России провел в 2022 году летнюю Спартакиаду среди сильнейших спортсменов. А будет ли Спартакиада зимняя?
Олег Матыцин: Обязательно. Спартакиады в таком масштабе не проводились много лет. Минувшим летом мы, на наш взгляд, успешно организовали соревнования по всем олимпийским видам, они вызвали зрительский интерес, была высокая конкуренция. Зимняя Спартакиада запланирована на 2024 год. Главная задача Всероссийской спартакиады - смотр ресурсов регионов и отбор талантливых ребят, формирование на основании показанных результатов списков кандидатов в национальные сборные команды.
И все равно наши спортсмены сейчас находятся под ударом. Их страшно жалко. Век у них очень-очень короткий, когда смогут себя реализовать…
Олег Матыцин: Первое и очень важное, как я считаю, нам удалось объяснить, что на определенный период времени участие в международных соревнованиях не будет приоритетом. Наши возможности ограничили, но это не трагедия. Потому что и материально, и социально спортсмены, тренеры ничего не потеряли. Правительство и министерство спорта сделали все необходимое с точки зрения нормативно-правового обеспечения, социальных гарантий, выплат призовых, внесения изменений в Единую всероссийскую спортивную классификацию о присвоении разрядов и звания по итогам российских соревнований.
Есть еще два важных аспекта. Сейчас вся элита нашей сборной команды, которая постоянно выезжала на зарубежные сборы и старты, тренируется и выступает в России. Участвует во всероссийских соревнованиях наряду с ближайшим резервом и усиливает конкуренцию. Молодежь тянется, наступает им на пятки. Это способствует и росту мастерства, и поиску резерва талантливых ребят, которые соревнуются в такой компании. Это подтверждают все руководители федераций.
А зрителям и болельщикам как повезло! Они на трибунах видят всех сильнейших. С точки зрения развития спорта, его пропаганды - тоже плюс, который нужно эффективно использовать. В разных городах прошли этапы Гран-при по фигурному катанию, только что в Красноярске завершился чемпионат России. Залы заполнены зрителями. Когда еще болельщики на протяжении всего года видели топовых фигуристов в полном составе?
А как насчет опасений потерять некоторых ведущих спортсменов из-за отсутствия международных стартов?
Олег Матыцин: Психологически они не сломались. Ни один из членов сборных команд никуда не уехал. Изначально были разговоры: вот сейчас разбегутся, заключат контракты… Но мы видим, что та система, тот насыщенный состязаниями спортивный календарь, которые работают в России, обеспечивают спортсменам стабильность. Хотя, конечно, мы тоже не в розовых очках и понимаем, что спортсмены надеются и верят, что в ближайшее время они выйдут и на международные старты.
Расскажите подробнее, что с призовыми на внутренних стартах? У спортивных профессионалов помимо чувств патриотизма и внутреннего долга всегда есть, было и, наверное, будет желание заработать.
Олег Матыцин: Могу сказать твердо, что практически во всех зимних видах спорта - лыжных гонках, биатлоне, фигурном катании… - выстроена система выплаты призовых за участие и за победу на соревнованиях. Причем их получает не только первая тройка, а как минимум первая шестерка. Если говорить о летних видах, то в легкой атлетике организована целая серия турниров "Королева спорта" и с помощью партнеров и спонсоров сформирован призовой фонд. Количество спортсменов, которые получают призовые, тоже возросло. Материальное вознаграждение получают три-четыре спортсмена на каждом этапе. Это тоже дает импульс, мотивацию. В том числе и резерву. Что касается объема призовых, может быть, у самых-самых выдающихся спортсменов небольшое снижение есть. Но катастрофически от отсутствия материального вознаграждения за участие и победу на турнирах точно никто не пострадал. Я уж не говорю о том, что у нас есть президентская стипендия, действует система выплат по результатам Спартакиады на период санкций. По результатам чемпионатов России тоже будут осуществляться выплаты, чего раньше не было. Сделано максимально возможное, чтобы вопрос материальных благ был успешно решен.
Вы многие годы отдали студенческому спорту, но вынуждены были приостановить свою деятельность на посту президента Международной федерации студенческого спорта - FISU…
Олег Матыцин: Не совсем так. До 17 декабря у меня были ограничения по выполнению обязанностей президента FISU из-за запрета Спортивного арбитражного суда (CAS). Но, как и для всех государственных служащих, они закончились. Я сразу же официально направил письмо в адрес исполкома и проинформировал о том, что в соответствии с уставом организации временно возлагаю свои полномочия на первого вице-президента Леонца Эдера. Де-юре я президент, я никуда не уходил. Собрал исполком в режиме онлайн, мы прямо об этом поговорили. Потому что были вопросы. Но и люди в целом понимают, что вклад РФ в развитие международного университетского спорта без преувеличения громадный. Да и я за эти годы заработал авторитет. Мы провели в России две универсиады - в Казани-2015 и Красноярске-2019. Одна универсиада отложена. Много наших компаний были партнерами федерации. Мы создали академию FISU, которая продолжает работать. Провели много соревнований среди университетов. Наши вузы активно везде участвуют. И я тоже продолжаю работать. Хотя временные сложности, конечно, существуют. Как раз накануне обсуждали с двумя послами - Китая и России, а также с министром спорта Китая вопрос участия российской делегации в Универсиаде в Чэнду в июле 2023 года. Это же будет нонсенс, если в год китайско-российского спортивного сотрудничества соревнования в Китае пройдут без российской команды. Об этой ситуации известно на самом высоком уровне, идут обсуждения, переговоры. Но официальное решение должно быть за международной федерацией как за правообладателем этого события.
В популяризации спорта очень важна роль телевидения. Вы довольны тем, как выстроены отношения минспорта и федерального телеканала "Матч ТВ"? Учитываются ли ваши пожелания по показу тех или иных российских соревнований?
Олег Матыцин: Канал "Матч ТВ", считаю, очень профессионально себя проявил при показе и информационном сопровождении всех проектов, которые сейчас проходят во всероссийских и международных форматах. Зимние и летние Олимпийские игры, "Игры дружбы" по водным видам спорта, Всероссийская спартакиада - это всегда хороший и качественный показ, профессиональные комментарии, готовность следовать нашим рекомендациям, запросам. Поэтому будем и дальше развивать сотрудничество. Сейчас как никогда важно больше показывать и рассказывать о спорте. И такие тематические программы уже есть. Кроме того, отдельно хотим сделать цикл передач, связанных со столетием российского спорта, которое будем отмечать в следующем году. Думаем о разных жанрах и форматах - интервью, репортажи, использование документальных материалов. Так что канал "Матч ТВ" - наш надежный партнер.
Олег Васильевич, помним вас членом сборной РФ по настольному теннису, непробиваемым защитником, "тянущим" любые мячи. После определенного упадка этот вид спорта у нас постепенно поднимается. Эта игра - из самых доступных. Ее бы и развивать.
Олег Матыцин: В волевых видах спорта, к ним относится и настольный теннис, нужна конкуренция и прежде всего - тренерских школ. В Советском Союзе практически в каждой республике - Азербайджане, Украине, Армении, Таджикистане, Российской Федерации … были школы, тренеры, личности и мощная, хорошо выстроенная система соревнований. Недавно приехал в Ереван, не был там лет 20. Как раз тогда взял свой последний мастерский балл, обыграв Феликса Саркисяна.
Человека в настольном теннисе известного.
Олег Матыцин: И мне сделали подарок: повели в тот самый динамовский зал. Такие воспоминания нахлынули. Да, этот прекрасный вид спорта надо сделать массовым. Раньше он был везде - в школах, в клубах, в парках. И сейчас это возрождается. Я однажды гулял с собакой в парке, и там поставили тренажеры и три стола. Стоит человек и подает подачи. И видно, что он имеет понимание о том, чем занимается. Подхожу и прошу вторую ракетку. Начали играть.
Быстро он понял, с кем имеет дело?
Олег Матыцин: Ну, я минуты две к столу приспосабливался. "Настольники" друг друга понимают хорошо. Познакомились. Он родом из Мексики, закончил РУДН какое-то количество лет назад. Женился, сейчас здесь живет, берет уроки настольного тенниса. Истинный фанат. На улице холодно, а он играет. И таких много. Станет еще больше, и из этих фанатов, на их примере вырастут чемпионы.