Не будет ошибкой сказать, что для Романа Самгина "Ленком" и Театр на Бронной - места одинаково родные. За свою творческую карьеру он много ставил и там, и там, вот и премьеры в обоих театрах вышли, буквально наступая друг другу на пятки. В "Ленкоме" - это арбузовская "Старомодная комедия", на Бронной - Островский. Даже навскидку два эти, казалось бы, непохожих сюжета много чего роднит - и не только ведущая партия Олеси Железняк. Это истории о незатянувшихся душевных ранах, о внутренней боли, которую часто тщательно скрывают, и о том, как, ощущая эту боль, находить в себе силы жить дальше.
Следуя актуальной "женской" повестке в искусстве, пьесу Островского сегодня можно было бы смело назвать чем-то вроде "вдохновляющей истории сильной и независимой женщины". Любовь Отрадина (Лина Веселкина) предана любимым человеком и теряет ребенка, но сумев пережить эту трагедию, она становится знаменитой артисткой, которую ждут на гастроли по всей стране. Спустя много лет Елена Кручинина (такой у нее теперь "говорящий" сценический псевдоним), приезжает со спектаклем в родной город, где прошлое настигает с такой силой, что вся ее жизнь снова переворачивается. Но теперь - уже со знаком плюс.
- Каждый раз, работая над текстами Островского, я получаю невероятное, почти физиологическое удовольствие, - рассказывает Роман Самгин. - И каждый раз очень надеюсь, что моей работоспособности и умений хватит для того, чтобы передать зрителям хотя бы небольшую часть той радости, которую испытываю я вместе с артистами, сочиняя спектакли по его пьесам. Потому что эти пьесы тоже наше все. В них и парадоксальное мерцание жизни, и ее принятие, и русский хаос, и русский космос, и специфическая русская хтонь. А "Без вины виноватые" - и вовсе особенная. Это удивительно человечная сказка с хорошим концом в наше не особо человечное время.
Спектакль почти беспрекословно следует тексту, но режиссер словно вешает на этот классический монолит своеобразные "маячки", моментально вызывающие реакцию и точно считываемые зрителем. Так, главной музыкальной темой спектакля стала народная и душевная "Одинокая ветка сирени" - как символ чего-то безвозвратно ушедшего, о чем болит душа. И в первой сцене этот сиреневый куст буйствует перед нами всеми своими красками, воплощая и искренность, и любовь, и надежды героини, которые потом станут только горьким воспоминанием. А вот на званом приеме у местного мецената и почитателя талантов Нила Стратоныча (эту роль играют в очередь Михаил Полицеймако и Владимир Яворский) хозяин вечера затягивает в микрофон на манер караоке другое, тоже хорошо известное - "Уж догорел калины куст, калины куст, а без тебя так вечер пуст, так вечер пуст…" Эти полноценные концертные номера благодарный зритель, конечно, поддерживает ритмичными аплодисментами и подпевая.
Безошибочным выглядит и выбор на роль Кручининой Олеси Железняк (тут почему-то так и хочется вспомнить Печаль, которую актриса феерично озвучила в оскароносном мультфильме "Головоломка") - она тонко балансирует между драмой и комедией, вызывая то грохоты смеха, то слезу. На эту же "двуличность" в хорошем смысле направлен и образ героини: она вроде и дива - платья в пол, шали, кружевные перчатки, а вроде и немного клоун - прическа в стиле "взрыв на макаронной фабрике", пуговички, нелепые бантики… Задетые вниманием к заезжей артистке местные звезды - Нина Павловна и Петя Миловзоров (Александра Виноградова и Дмитрий Гурьянов) - тоже прекрасны в своем жеманстве и злорадном потирании рук.
- Этот спектакль - безусловный хит. Не ошибусь, если скажу, что его ждет прекрасная жизнь и большая зрительская любовь, - отметил худрук Театра на Бронной Константин Богомолов. - У Романа Савельевича, как у режиссера, есть очень редкие качества - театральность, детальность и тот самый "захаровский" дух, который, к сожалению, очень редок. Он потрясающе работает с Островским, я это помню еще с незапамятных времен.
Афиша
Ближайшие показы "Без вины виноватых" состоятся уже в начале будущего года - зрителей в Театре на Бронной ждут 10, 16 и 23 января.