"Чернобылец" из Ивановской области выиграл у ПФР суд по компенсациям

Ликвидатор чернобыльской аварии из Кинешмы при поддержке прокуратуры добился от Пенсионного фонда изменения сроков ежемесячных выплат. Теперь по его примеру иски подают инвалиды из Сибири.

Поводом к разбирательству послужил новый порядок начисления компенсаций - за вред, нанесенный здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и на приобретение продовольственных товаров. До 2022 года деньги шли через органы соцзащиты населения. И льготники получали выплаты непосредственно в том месяце, за который они начислялись. Затем полномочия по оказанию мер поддержки чернобыльцам перешли к Пенсионному фонду, и тот стал переводить средства по другой схеме - за истекший месяц.

- В январе нам прислали деньги по-старому, потому что они были заранее заложены в бюджет соцзащиты. А с 5 февраля вступило в силу постановление правительства № 24 от 22.01.2022, которым чернобыльцев поделили на две категории: те, кто только получил этот статус (в связи с установлением инвалидности, связанной с увечьями из-за ликвидации аварии), и те, кто имел его до 1 января 2022 года. Для второй категории порядок осуществления выплат должен был сохраниться прежним. Но в ПФР подошли ко всем одинаково. В результате деньги за февраль мы увидели только в марте, - рассказал "РГ" инвалид второй группы, ликвидатор из Кинешмы Геннадий Антонов, чье право на ежемесячные компенсации было установлено городским судом в 2005 и 2007 годах.

Просрочка выплат обеспокоила чернобыльцев по всей стране. Они стали обращаться в ПФР (там нарушение не признали) и местные прокуратуры. Аргументировали тем, что переход на новый порядок фактически лишил их одной выплаты: за год они получили бы компенсации 11 раз, а не 12. Цена вопроса существенная: в случае с Антоновым - около 55 тысяч рублей.

- В некоторых городах прокуратура не поддержала ликвидаторов, взяла паузу - не было прецедента. А в Кинешме взялись за это дело, - добавил Геннадий Михайлович.

Проведя проверку, кинешемские прокуроры обратились в суд в интересах инвалида и восемь месяцев доказывали, что порядок выплаты определен все-таки неверно. Суд первой инстанции в Иванове отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что выплата за февраль была произведена, пусть и в другой срок.

- Областной суд рассмотрел нашу апелляцию и признал, что согласно постановлению правительства РФ, новый порядок начисления компенсаций распространялся только на отношения, возникшие с 1 января 2022 года. А значит, права чернобыльцев, которые получали меру поддержки ранее, были нарушены, - пояснила старший помощник прокурора Ивановской области Екатерина Сидорова. - Теперь на региональное отделение ПФР возложена обязанность производить заявителю выплату компенсаций с 1 по 25 число месяца, за который они выплачиваются. Постановление вступило в законную силу.

Пенсионный фонд будет его обжаловать, но пока выплачивать деньги придется так, как указал суд. Прокуратура Ивановской области проводит проверку, чтобы выявить других чернобыльцев, которые не получили компенсации в феврале. При желании эти льготники тоже смогут с помощью правоохранителей предъявить претензии ПФР.

Определением суда по делу Геннадия Антонова уже заинтересовались в Красноярске, Омске и Москве. Так, в Омске подавать иск планируют 36 ветеранов-ликвидаторов.

По данным союза "Чернобыль", на момент окончания работ в зоне аварии на ЧАЭС число ликвидаторов составляло 626 тысяч. К настоящему времени их осталось 220-230 тысяч.

- Из Кинешмы нас в мае 1986-го ехало 726 человек - пять эшелонов, - сообщил Антонов, который провел в зоне радиоактивного поражения 57 дней в качестве химика-дозиметриста. - Пришла повестка о мобилизации: пять дней на сборы, обмундирование, погрузку техники - и вперед. Все работали добросовестно - в пять утра подъем, в шесть вы на объекте. Обработали частный сектор - вечером уровень радиации там опять поднимается… Если у кого-то обнаруживали лейкопению (низкий уровень белых кровяных телец), давали пару дней отдыха. Сейчас статус чернобыльцев имеет 362 кинешемца, в том числе 62 - инвалиды. Все не молодые, ходить по инстанциям тяжело. Буду рад, если мой опыт облегчит кому-то борьбу за свои права.