27.12.2022 11:03
Поделиться

С чем подошли российские кинотеатры к самому кассовому периоду года

Бизнес кинопроката в РФ переживает серьезный кризис третий год подряд. В 2022-м с уходом западных студий привлекать зрителя в залы стало особенно сложно. По данным Министерства культуры на середину октября, в России закрылась десятая часть кинотеатров и кинозалов, денежные сборы от проката уменьшились на 44 процента. Как повлияют на ситуацию новогодние каникулы и что будет происходить в ней дальше, рассказала "РГ" эксперт в области медиабизнеса, бывший гендиректор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ Елена Дубовченко.
Сегодня кинотеатры переживают непростые времена. Есть ли шансы на их улучшение?
Сегодня кинотеатры переживают непростые времена. Есть ли шансы на их улучшение? / Валерий Шарифулин/ТАСС

Что сулят киноиндустрии предстоящие январские выходные? Каков кассовый потенциал российских фильмов, которые вот-вот выйдут в прокат?

Елена Дубовченко: Отрасль подходит к новогодним праздникам с позитивными ожиданиями. У предприятий кинопроката накопилась существенная операционная задолженность - по платежам за обслуживание звукового и светового оборудования, аренду помещений, коммунальные услуги, по заработной плате и так далее. Они надеются уменьшить долг за счет выручки за два последних уик-энда декабря и январские каникулы.

Новогодняя битва третий год подряд проходит на тренде снижения посещаемости кинотеатров и кассовых сборов. Начало ему положило закрытие кинотеатров в период пандемии в 2020-м. В текущем году кризис усугубили санкции и уход с российского рынка голливудских мейджоров. В марте студии Disney, Warner Bros. и Sony Pictures заявили об отказе выпускать свои новые фильмы в России, связав это с военной спецоперацией на Украине. Позже их примеру последовали студии Paramount и Universal.

Хотя доля голливудских фильмов в российском прокате доходила до 70-80 процентов, западный контент не является традиционным киноменю для новогодних каникул. Так, в прошлом январе лидером проката стал отечественный фильм-фэнтези "Последний богатырь: Корень зла", картину посмотрели пять миллионов зрителей. Годом ранее, в январе 2020-го, топ возглавила российская комедия "Холоп": сборы за период с 1 по 8 января составили полтора миллиарда рублей, картину посмотрели 5,5 миллиона человек.

В текущем году наши кинопроизводители также подготовили крупные новогодние релизы: "Елки-9", "Непослушник-2", "Маша и Медведь", "Чебурашка", "Елки-Иголки", "Иван Царевич и Серый волк - 5" и другие. Российское кино будет вне конкуренции. Прогнозы по кассовым сборам осторожные. Осенью, с 1 сентября по 30 ноября, самым успешным в прокате был фильм "Сердце Пармы", его посмотрели три миллиона человек. Он собрал почти миллиард рублей.

Несмотря на беспрецедентный кризис, российские кинотеатры показали чудеса выживаемости

Что ждет кинотеатры в январе, по окончании каникул? Как они могут стимулировать спрос?

Елена Дубовченко: Это самый больной вопрос для отрасли. Для многих горизонт планирования ограничивается новогодними показами, с февраля начнется период неопределенности. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, на 1 октября было закрыто 166 кинотеатров, то есть около восьми процентов от количества, имевшегося в начале 2022 года. Однако в феврале вероятна вторая волна закрытий, так как некоторые компании приняли решение уйти с рынка сразу после каникул.

Очевидно, что индустрия кинопроката находится в непростом состоянии и ее доходность отброшена на десятилетие назад. В 2022 году сумма валовых сборов составила 23 миллиарда рублей. Это на 43 процента меньше, чем в 2021-м (40 миллиардов), и на 60 процентов меньше, чем в 2019 году, когда прокатчики заработали 56 миллиардов рублей.

Несмотря на беспрецедентный кризис и закрытие рекордного количества залов в середине года, российские кинотеатры показали чудеса выживаемости и адаптации. Они организовывали премьеры сериалов, показы российских кинолент и советской классики, повторный прокат российских фильмов, а также лент из Индии, Южной Кореи и других стран.

Но зрительский отток продолжает усиливаться. Итоги уик-энда 8-11 декабря (один миллион человек) показывают, что посещаемость российских кинотеатров упала в пять раз по сравнению с аналогичным периодом доковидных 2019 и 2018 годов (4,8 и 5,3 миллиона зрителей соответственно).

Такая динамика не позволяет прогнозировать восстановление экономики кинотеатров в 2023 году, тем более что стимулировать спрос на ближайшую перспективу нечем. Сказывается недостаточное количество российского контента для полноценной загрузки залов и замены голливудских фильмов.

Как повлиял уход мейджоров на российское кинопроизводство?

Елена Дубовченко: Уход голливудских киностудий проявил, с одной стороны, экономическую зависимость российской киноотрасли от западного контента, а с другой - сформировавшийся художественный вкус и требовательность нашего зрителя. Попытки заменить привычное зарубежное кино, на которое приходилось ни много ни мало 70-80 процентов проката, на фильмы из дружественных стран могут носить характер скорее ситуативного эксперимента, нежели долгосрочной стратегии.

Российское кинопроизводство получило беспрецедентный карт-бланш. Государство в ближайшие три года будет выделять на его поддержку рекордные суммы - примерно по 12 миллиардов рублей. Это даст большие возможности для наращивания темпов производства и создания хороших, впечатляющих фильмов разных жанров, в частности для детей и подростков. Уже в 2022 году Минкультуры и Фонд кино инвестировали в производство детско-юношеских фильмов более 1,3 миллиарда - вдвое больше, чем в 2021-м. Показательно, что Минпромторг выступил с инициативой поддержать индустриальное кино и документальное кино промышленной тематики.

Способно ли бюджетное финансирование помочь созданию действительно востребованных фильмов?

Елена Дубовченко: Безусловно, оно может послужить тем инструментом, который восстановит российский рынок. Ведь деньги выделят на самые сильные и проработанные творческие проекты. Более того, средства будут вложены не только в производство, но и в маркетинг. Мало просто снять хороший фильм - зрителя нужно активно приглашать в кино, и это отдельное искусство. Неслучайно западные дистрибьюторы иногда начинают рекламную кампанию фильма даже до старта съемок.

Каковы перспективы российского детского и подросткового кино? Раньше этот сегмент не радовал коммерчески успешными работами. Что может измениться сейчас?

Елена Дубовченко: Детское и подростковое кино, жанр фэнтези традиционно находились в острой конкуренции с западным контентом. Уже несколько поколений воспитано на голливудском фэнтези и диснеевской анимации. Если говорить о кинопрокате, то обычно кассу собирали зарубежные детские семейные фильмы, достаточно вспомнить "Гарри Поттера" и кинематографическую вселенную Marvel.

Голливудское кино за годы присутствия на российском рынке успело привить зрителям высокую визуальную культуру, оно развивало киновкус с самого детства. Отечественная киноиндустрия сможет затмить такое изобилие шедевров только новыми шедеврами. Это трудная задача, когда частные продюсеры не вполне заинтересованы в финансировании полнометражной анимации (производство займет три-четыре года) или детских проектов (они более затратны из-за особенностей трудового законодательства для детей-актеров).

И здесь госфинансирование поможет в первую очередь тем, кто детское и подростковое кино уже снимает. Особенно это актуально сейчас. Хочется, чтобы наши дети росли на фильмах - произведениях искусства, которые надолго оставляют в душе светлый след. Тема подросткового и детского кино или мультфильмов - становление личности, общечеловеческие ценности, будущее. А формирование будущего - более высокая цель, нежели кассовый сбор или коммерческий успех.

Когда стоит ожидать выхода качественных отечественных фильмов и оживления на рынке кинопроката?

Елена Дубовченко: Министерство культуры, Фонд кино и Институт развития интернета поддерживают не только новые проекты, но и те, которые уже запущены, а также проекты с коротким производственным циклом. Поэтому появления новинок можно ожидать уже в середине 2023 года. Однако полномасштабный выход российских фильмов на экраны случится ближе к 2024-му. Да, придется подождать: на создание ленты уходит от двух до трех лет. Но у нас есть уникальный шанс восстановить отечественное киноискусство, которое вернет зрителя в кинозал.

Справка "РГ"

По данным "Невафильм Research", ЕАИС и ComScore, падение посещаемости кинотеатров с апреля по сентябрь 2022 года достигло 60 процентов, в сентябре - до 70 (по сравнению с аналогичным периодом 2021-го). Как подсчитали в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), в некоторые дни лета в стране не работало более 40 процентов кинозалов, а к 1 октября полностью закрылось 166 кинотеатров. Члены АВК охарактеризовали ситуацию как критическую, носящую чрезвычайный и неотвратимый характер и отметили, что в текущих условиях избежать дальнейшего падения в перспективе полугода не удастся. В отрасли указали на отсутствие прямой финансовой поддержки кинотеатров из бюджета, неурегулированность вопроса с прокатом иностранных фильмов в РФ (предлагалось делать это в отсутствие прямых лицензионных договоров с правообладателями, но с выплатой им вознаграждения), существенный рост кредиторской задолженности предприятий проката. Эти факторы вкупе с анализом потенциала и графика выхода российских новинок в 2023 году "дают основания лишь для реализации негативных сценариев развития отрасли кинопоказа в краткосрочной перспективе", подчеркнули в АВК.