Тысячи животных погибли на Ставрополье из-за запрещенной отравы для грызунов

Необычайный рост популяции мышей на Ставрополье привел к трагическим последствиям. Некоторые аграрии, пытаясь спасти посевы от грызунов, зашли слишком далеко и начали использовать запрещенные яды. В результате отравились не только мыши, но и дикие животные. В их числе - почти тысяча "краснокнижных" серых журавлей, которые остановились в регионе при перелете в теплые края.
Илья Наймушин/РИА Новости

Массовую гибель птиц зафиксировали в середине ноября. Сначала тушки серых журавлей заметили в районе озера Соленого в Петровском городском округе - рядом с селом Донская Балка. В региональном министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды уточнили, что только здесь нашли 818 мертвых "краснокнижных" журавлей.

Параллельно начала поступать информация о гибели животных из Александровского, Новоселицкого, Труновского, Изобильненского, Красногвардейского, Андроповского и Новоалександровского районов. Местные жители находили мертвых зайцев, лис, чаек и фазанов. Счет шел на сотни.

Вскоре стало понято, что их гибель напрямую связана с травлей мышей, хотя сначала минсельхоз Ставрополья просил не делать поспешных выводов. Мол, журавли - перелетные птицы и могли быть заражены в другом регионе. Но в итоге после тщательной лабораторной проверки тушек ветеринарами сам минсельхоз и подтвердил данные об отравлении.

"В Новоселицком округе отмечена гибель зайцев и птиц по причине применения запрещенного к использованию препарата фосфида цинка, в Петровском округе выявлен случай механического внесения пестицидов с помощью разбрасывателей удобрений, в Шпаковском округе после проведения обработки на полях одного из сельхозпредприятий зафиксирована гибель зайцев", - подчеркнули в министерстве.

На ситуацию обратил внимание губернатор края Владимир Владимиров. Он потребовал установить обстоятельства гибели животных и найти виновных.

- В этом году была благоприятная погода для грызунов, уборка сдвинулась на более поздние сроки, что тоже способствовало увеличению их численности. Более того, существует цикличность роста и снижения популяция мышей. В этом году был рост, на некоторых территориях в 10 раз выше нормы. Для аграриев это бедствие. После сева мыши могли уничтожить урожай будущего года, не дав ему даже взойти, - заявил Владимиров.

По словам председателя совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края Василия Лопатина, количество грызунов можно назвать аномальным:

- Я 30 лет работаю на земле и таких полчищ мышей никогда в регионе не видел. Фермеры обрабатывали поля по два-три раза, но грызуны по-прежнему активны. Хотя обычно хватало и одной обработки. Даже были годы, когда вообще не нужно было их травить.

Лопатин добавил, что понимает желание фермеров сохранить урожай, но ему неясно, зачем было нарушать закон.

Как рассказал корреспонденту "РГ" фермер из Предгорного округа Сергей Роев, выращивающий пшеницу, ячмень, кукурузу и подсолнечник, напасть затронула в первую очередь степные районы Ставрополья.

- Там популяция мышей невероятная. Но в других округах таких масштабов бедствия нет. На полях моего хозяйства грызунов даже меньше, чем в прошлом году, - отметил фермер.

В Россельхознадзоре по СКФО сообщили, что в одном помете грызунов может быть от шести до 12 мышат. За сезон одна мышь способна дать от шести до 12 пометов. От рождения до спаривания проходит 20-30 дней, то есть грызуны размножаются в геометрической прогрессии.

Проверки прокуратуры и следственного комитета подтвердили, что дикие животные пострадали из-за борьбы с вредителями. Аграрии использовали недопустимые и незаконные методы, что обернулось экологическим бедствием.

- Все выявленные факты использования запрещенных препаратов задокументированы и переданы в правоохранительные органы. Отправлены обращения в прокуратуру. Все взыскания и наказания будут по итогам расследования уголовного дела, - заявил Владимир Владимиров.

Следственный комитет уже возбудил его по части 2 статьи 249 УК РФ "Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия". По ней предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до двух лет. Местные экологи опасаются, что если окажутся виноваты крупные агрохолдинги, то по ним подобный штраф практически не ударит.

Тем временем животные продолжают умирать. 19 и 20 декабря социальные сети заполнили десятки видео из разных районов Ставрополья, на которых запечатлено, как егеря, охотники и местные жители находят трупы диких уток и зайцев.

- Несколько десятков мертвых птиц я собрал с поверхности озера Волчьи Ворота в Новоселицком районе, - рассказал автор одного из таких видео. - Где-то птица плавает еще живая, но человека уже не боится, так как отравлена и погибает. В этом году мы радовались, что восстанавливается популяция дикой утки. Уже не восстанавливается.

На данный момент минприроды оценило совокупный ущерб от гибели птиц и зверей в 30 миллионов рублей, но посчитано далеко не все. Расследование уголовного дела продолжается, правоохранители ищут виновников, а минсельхоз совместно с минприроды готовит предложения, как не допустить подобных ситуаций в будущем.

Депутаты думы Ставропольского края также обсудили проблему и пришли к выводу, что нужно компенсировать сельхозпроизводителям часть расходов на приобретение препаратов для борьбы с грызунами. Дело в том, что на рынке есть лишь несколько препаратов, которые можно использовать без большого ущерба для природы, и в этом году они подорожали в полтора раза. Также, по мнению парламентариев, нужно обратить внимание на разработку биологических препаратов против грызунов.

Как у соседей

В Краснодарском крае сообщения о погибших фазанах и зайцах приходили из Ейского, Выселковского и Брюховецкого районов, а также из станицы Каневской. Специалисты департамента ветеринарного надзора края выезжали на место гибели птиц и делали отбор проб, чтобы исключить наличие особо опасных и карантинных болезней.

"Пробы направлялись в ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" для проведения токсикологических, бактериологических, вирусологических исследований, а также для проверки на наличие гельминтозов, протозоозов и фосфида цинка, - пояснили в пресс-службе регионального ветнадзора. - В пробах нашли соединение мышьяка и установили наличие общей токсичности. Это может свидетельствовать об отравлении птиц".

- У мышевидных грызунов есть определенные фазы развития, - рассказала заместитель руководителя филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Краснодарскому краю Людмила Казека. - Сейчас наблюдается фаза массового размножения, происходит активное заселение посевов. Поэтому во всех районах края ведется интенсивная обработка полей от вредителей. На данный момент аграрии успели обработать 1,5 миллиона гектаров посевов в крае.

- Я лично видел, как сотрудники агрохозяйств проводили протравку полей, - сообщил житель Кубани, охотник-любитель Виталий Велегодский. - Выстроившись цепью, они шли и искали норы грызунов. Но вместо того, чтобы специальной ложкой класть отраву прямо в нору, ее просто насыпали на землю рядом. Так отраву могли съесть не только вредители, но и птицы, зайцы, кабаны.

Подготовил Юрий Гень