Дома в Поморье становятся аварийными быстрее, чем их успевают расселять

Несмотря на то что программы переселения людей из ветхого жилья в Архангельской области реализуются по нарастающей, количество вновь прибывающих аварийных домов растет не менее активно. Так, в 2022-м в Поморье вводятся в строй 17 многоквартирных домов для переселения людей, в ближайшие два года предполагается сдать еще 74 дома, новые квартиры получили и 354 жителя "авариек", имеющих высокую угрозу обрушения. Но при этом и годовой "плюс" в аварийный фонд Поморья составляет почти 500 "деревяшек".

Одним словом, дома в Архангельской области получают "аварийный" статус быстрее, чем их здесь успевают расселять. Дело в том, что большинство "деревяшек" возводились в прошлом веке как временное жилье. Но если в 70-е и 80-е годы их обитателей активно переселяли, то в 90-е и в начале 2000-х этот процесс был фактически заморожен. Плюс ко всему деревянный фонд накапливал напряжение, так как очень мало ремонтировался. И вот результат: сегодня в Поморье признаны аварийными 4800 домов, в них живут около 74 тысяч человек. Причем годовой прирост составил почти 13 тысяч северян.

Большинство людей из аварийных домов не могут купить другие квартиры. Но и программа капитального ремонта применительно к "аварийкам" не действует. Остается только поддерживать их в более или менее стабильном состоянии - пока строится новое жилье.

Ситуация с аварийным фондом стала главной темой встречи, прошедшей в "Российской газете" с участием прокурора Архангельской области Николая Хлустикова.

- Граждане продолжают жить в этих домах - понятно, что они недовольны и продолжают обращаться в прокуратуру. За девять месяцев 2022 года было 778 обращений. Это на четверть больше, чем за аналогичный период 2021 года, - рассказывает руководитель ведомства.

Основная проблема нынешнего содержания "авариек" в том, что управляющие компании стараются дистанцироваться от домов, с работой в которых связаны серьезные затраты. Но если в доме нет хозяина, он стареет еще быстрее:

- Если домом никто не управляет, значит, его никто не содержит и здание быстрее приходит в негодность. Все эти ситуации требуют разрешения - сегодня необходимо максимально продлевать срок службы деревянных домов, даже если они аварийные. Ведь людям приходится в них жить...

Сейчас в прокуратуре в первую очередь определяют, есть ли угроза жизни и здоровью людей. Если она существует - дом подлежит незамедлительному расселению. Причем самая тяжелая ситуация в областном центре: в Архангельске сегодня более пяти тысяч многоквартирных домов всех типов, деревянных - около четырех тысяч. Из них аварийных - почти полторы тысячи (каждый третий дом из "деревянного" списка). Но и оставшиеся две трети - это как раз тот самый печальный "резерв", из которого ежегодно пополняется аварийный перечень.

- Люди идут к нам со всеми своими жилищными проблемами, в том числе и с требованием о предоставлении другого жилья. В некоторых случаях, когда существует угроза обрушения, мы принимаем меры - понуждаем органы муниципальной власти предоставить маневренный жилфонд, чтобы люди могли в нем ждать своей очереди на переселение, - говорит Николай Хлустиков.

В ведомстве поясняют: иногда это жилье не соответствует условиям, к которым привыкли переселенцы (например, предоставляется комната в общежитии), и люди какое-то время вынуждены находиться в более стесненных условиях, чем раньше. Но другого выхода в Архангельской области сегодня нет... При этом местные власти должны содержать маневренный фонд в пригодном для жилья состоянии.

А если жильцы так и не избрали форму управления своим домом, прокуратура обязывает органы власти найти компанию, которая все-таки возьмет на себя эту ношу. После чего она, кстати, уже не имеет права относиться к дому по остаточному принципу. Тем более что УК работают в "аварийках" не бесплатно:

- Мы смотрим за тем, чтобы эти обязательства выполнялись. Нам, кстати, поступает много жалоб именно по этому поводу - снег не убирается, подъезды не моются. А деньги за это берут. Мы объективно оцениваем то, как складывается ситуация с содержанием домов. Если видим, что деньги собираются, а услуги не оказываются, принимаем меры к тому, чтобы был сделан перерасчет. А если видим, что собранные с жильцов деньги вообще выводятся, то речь идет уже об уголовной ответственности, - подчеркивает Николай Хлустиков. - Кстати, в прошлом году одно из таких дел было направлено в суд.

УК обязаны следить и за тем, чтобы конструктивная целостность аварийных домов не нарушалась: ведь риск обрушения всегда остается. При этом и текущего ремонта никто не отменял - подкрасить, подправить дом можно и без больших вложений. Правда, управляющие компании у аварийного фонда меняются с завидным постоянством:

- Но и возлагать всю ответственность за их содержание на людей, которые живут в таких домах, тоже неправильно. В свое время не многие воспользовались правом на приватизацию жилья, возлагая определенную долю ответственности за него на муниципалитеты, - говорит областной прокурор. - И не только ответственность, но и надежду на то, что это бремя будет нести местная власть.

Кстати

В ведомстве следят также за тем, как используются бюджетные средства на расселение, приобретение или аренду квартир для льготных категорий граждан. К примеру, каргопольская администрация заключила с детьми-сиротами договоры специализированного найма на жилье, но прокуратура Каргопольского района установила, что эти квартиры находятся в домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу:

- Мотивация властей в подобных ситуациях бывает разной. Иногда для того, чтобы отчитаться - все требования, которые предъявляются государством, выполнены. Хотя на самом деле выполнены плохо, а значит, выделенные бюджетные средства потрачены нерационально, - говорит глава областной прокуратуры.

Отметим, что прокуратура встала на защиту каргопольских сирот - требования о предоставлении им нормального жилья суд удовлетворил.