27.12.2022 08:47
Поделиться

С пассажирами - по пути

Объемы пригородных перевозок на СЗППК приблизились к допандемийному уровню
С начала года на электричках Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) совершено 85 миллионов поездок. Это составляет 99 процентов от показателей рекордного 2019 года, когда еще не было пандемии и Петербург переживал туристический бум. Относительно прошлого года рост пассажиропотока составил 13 процентов. О том, за счет чего сейчас растут объемы перевозок, рассказал "РГ" генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании Артем Мирон.
Артем Мирон: В условиях повышенного пассажиропотока мы довольно оперативно реагировали на запросы людей.
Артем Мирон: В условиях повышенного пассажиропотока мы довольно оперативно реагировали на запросы людей. / Святослав Акимов/РГ

Артем Сергеевич, в конце декабря принято подводить итоги. Каким стал для компании уходящий год?

Артем Мирон: Год был для нас хороший, мы приблизились к показателям 2019 года и, возможно, за оставшиеся дни уходящего года сравняемся с ними. Самое востребованное направление - Финляндское, это поезда, которые отправляются с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. В уходящем году ими воспользовались 27,4 миллиона пассажиров, что на 11 процентов больше показателей 2021 года. В Балтийском направлении перевезено 20,6 миллиона человек (рост - 16 процентов), в Витебском - 18,4 миллиона пассажиров.

Среднесуточное количество пассажиров, отправляющихся в поездки на пригородных поездах, у нас в этом году составило 232,4 тысячи человек. Но, конечно, каждый день обстановка разная, бывает, когда пассажиров значительно больше. Например, в июле у нас был один день, когда мы перевезли 358 тысяч человек.

Летний сезон вообще получился очень насыщенным, по показателям июня - августа мы даже перекрыли уровень 2019 года. Среди главных достижений я бы отметил то, что в условиях повышенного пассажиропотока мы довольно оперативно реагировали на запросы людей, например, вводили дополнительные поезда, чтобы все желающие могли уехать.

С 1 августа в Великий Новгород стала ходить десятивагонная "Ласточка". С чем связан запуск этого поезда?

Артем Мирон: Мы отреагировали на спрос со стороны пассажиров. "Ласточка" с тремя дополнительными вагонами ходила летом по субботам и воскресеньям. Десять вагонов - это максимально возможная длина для "Ласточек". По нашим оценкам, этой меры было достаточно, чтобы перевезти всех желающих на этом востребованном направлении. Если на новгородском направлении мы увеличивали составность, то на тосненском пустили дополнительные поезда. Они, кстати, и сейчас ходят. В основном в этом направлении ездят рабочие и учащиеся, поэтому дополнительные поезда востребованы по будням. Отмечу, что на изменения в расписании в значительной мере повлияли обращения граждан.

Мы получаем довольно много сигналов от пассажиров. Я и сам каждое утро просматриваю обращения, поступившие в нашу компанию, чтобы понимать, что волнует граждан.

Кстати, во многом ответом на обращения граждан стал запуск тактового движения в начале декабря в направлении Пушкина. Что оно даст компании, покажет время, мы проведем анализ пассажиропотока, соберем отзывы.

Тактовое движение - это эксперимент или же поезда так будут ходить всегда?

Артем Мирон: Для нас это уже константа. Вообще, решение пойти по такому пути было обусловлено ростом пассажиропотока. В моем понимании тактовое движение - это очень удобно. Я сам в свое время жил в Пушкине, и, признаюсь, в центр мне выбираться было непросто. На автобусе я доезжал до станции метро "Купчино" и уже дальше планировал свой маршрут. Сейчас дорога из Пушкина до Витебского вокзала занимает полчаса. У наших пассажиров есть уверенность, что в час пик утром или вечером ничего страшного не случится, если они опоздают на привычную электричку, ведь следующий поезд придет на станцию всего через 10 минут.

А на других направлениях будет введено тактовое движение?

Артем Мирон: Мы рассматриваем такую возможность в Красном Селе и Ораниенбауме. Но вначале посмотрим, как эта система зарекомендует себя в Шушарах, Пушкине и Павловске.

Расскажите, пожалуйста, о новых маршрутах в Карелии. Востребованы ли комбинированные маршруты в Кижи и на Валаам?

Артем Мирон: Практика показала, что востребованы. В уходящем году по мультимодальным маршрутам было перевезено более 3,5 тысячи пассажиров. Основное количество билетов приходится на Валаам.

Продажи комбинированных билетов в Кижи стартовали с 1 августа. Несмотря на то что мы открыли это направление уже под занавес туристического сезона, интерес у пассажиров был большой. В следующем году мы планируем открыть оба этих направления с началом навигации. Также у нас есть мультимодальный маршрут в Кронштадт. В уходящем году мы добавили остановку в Петергофе. Люди ездят, им нравится.

Ответом на обращения граждан, например, стал недавний запуск тактового движения в направлении Пушкина

Фактически для пассажиров наши электронные сервисы начинают играть роль агрегаторов, которые позволяют в режиме одного окна приобрести билеты не только на железнодорожный, но и на другие виды транспорта. Мы рассматриваем возможность введения дополнительных маршрутов, например в крепость "Орешек". Сейчас это направление изучается, прорабатывается.

В конце октября был запущен виртуальный помощник. Что это за сервис? Какие задачи он позволяет решать?

Артем Мирон: Это инициатива нашей компании. В вагонах поездов мы разместили QR-коды, которые позволяют перейти на самые популярные разделы нашего сайта. В частности, можно оперативно получить ответы на самые часто задаваемые вопросы, узнать о турмаршрутах, ознакомиться с расписанием и оставить отзывы через раздел "Приемная генерального директора". Хотя виртуальный помощник появился у нас относительно недавно, этим сервисом уже успели воспользоваться пять тысяч человек.

С чем связан более ранний запуск в этом году "лыжных стрел"?

Артем Мирон: С погодой. "Лыжные стрелы" мы запускаем по согласованию с местными властями. Например, в рамках договоренности с комитетом по физической культуре и спорту Смольного первая "лыжная стрела" из Петербурга поехала на позапрошлой неделе, она перевезла более 400 пассажиров. Если есть такая возможность в плане погоды, то почему бы не дать возможность гражданам раньше открыть лыжный сезон. В этом году у нас "лыжные стрелы" из Петербурга ходят в Орехово, Токсово и Шапки, в прошлом году было два направления.

Популярностью пользуются "лыжные стрелы" и в направлении Мурманск - Апатиты, эти поезда начали ходить с 17 декабря.

А с 15 декабря у нас действует ежегодная акция "Зимний бонус", позволяющая бесплатно провозить оборудование для зимних видов спорта.

Какие сюрпризы ждут пассажиров в новогодние праздники? Как изменится расписание?

Артем Мирон: С 31 декабря по 7 января мы работаем по субботнему расписанию, а 8 января - по воскресному. Пассажиров мы заранее предупредили, разместили информацию на всех наших ресурсах, появится обновленное расписание и на вокзалах.

А наш главный сюрприз - новый ретропоезд "Лахта". Он впервые после реконструкции выйдет на рейс в Санкт-Петербурге, будет задействован в выборгском направлении. Все знают о ретропоезде, который ходит из Сортавалы в Рускеалу, там используется состав начала прошлого века. Поезд "Лахта" - тоже ретропоезд, но другой. Это реконструированная электричка ЭР2 К-980. В ней есть санузлы, USB-розетки, кондиционеры. Но интерьеры выполнены в стилистике 70-80-х годов прошлого века, форма у проводников - тоже ретро.

Поезд будет курсировать ежедневно с 2 по 8 января. Отправление с Финляндского вокзала - в 8.30, предусмотрены остановки в Токсово, Кавголово, Орехово, на остановочной платформе 69 км, в Каменногорске. Прибытие в Выборг - в 11.55. При этом в Каменногорске предусмотрена стыковка по времени со скоростным электропоездом "Ласточка", который следует до Сортавалы. В обратном направлении ретропоезд из Выборга отправляется в 17.30, время прибытия на Финлядский вокзал - 21.00.

Сильно ли изменится расписание в следующем году?

Артем Мирон: Определенные изменения в расписании есть уже сейчас. Они обусловлены тем, что на некоторых направлениях поезда стали ходить быстрее. Так, "Ласточка" из Петербурга в Великий Новгород прибывает на 25 минут раньше, в обратном направлении - на 24 минуты. "Ласточка" из Петербурга в Тосно идет быстрее на 11 минут, а скоростной поезд из Великого Новгорода в Обухово прибывает в пункт назначения на 31 минуту раньше.

Мы смогли ускорить не только "Ласточки". Поезд из Петербурга в Тихвин идет быстрее на 21 минуту, из Тихвина в Обухово - на 14 минут. Сокращение времени в пути на маршруте Волховстрой - Санкт-Петербург составило 34 минуты, между Маленьгой и Кемью - 17 минут, Псковом и Великими Луками - 25 минут, Дном - Оредежем - 18 минут, Невелем и Великими Луками - 37 минут. А поезд из Санкт-Петербурга до Выборга, который следует через Приморск, прибывает в пункт назначения раньше на 21 минуту.

А новые поезда будут назначаться?

Артем Мирон: В нашем постоянном расписании с 1 января 2023 года по рабочим дням дополнительно назначается пара поездов "Ласточка" из Петербурга до Выборга. По субботам одна из электричек, которая раньше доходила только до станции Торфяное, начнет доезжать до Чудово. Также мы увеличиваем число вагонов на маршруте из Санкт-Петербурга до поселка Будогощь. Кроме того, как и в уходящем году мы будем оперативно реагировать на пожелания граждан, чтобы люди могли уехать туда, куда им нужно, в удобное для них время.