27.12.2022 08:48
    Поделиться

    Зацеперам блокируют хайп

    Борьба с опасным увлечением молодежи приносит свои плоды
    В 2022 году на Октябрьской железной дороге выявлено 67 случаев зацепинга, год назад - 99. На крышах поездов и между вагонами ездят все реже, число инцидентов снижается на протяжении последних шести лет. Тем не менее на Октябрьской железной дороге продолжают вести масштабную профилактику зацепинга, чтобы свести такие случаи к нулю.
    На высокоскоростные поезда приходится 85 процентов всех выявленных случаев зацепинга.
    На высокоскоростные поезда приходится 85 процентов всех выявленных случаев зацепинга. / Пресс-служба ОЖД

    Отметим, что зацепинг - это общероссийская проблема. Попытки незаконно проехать на поезде на площадках, которые для этого не предназначены, встречаются от Калининграда до Владивостока. Учитывая масштаб опасности, в этом году Госдума даже приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличили штраф за зацепинг в 40 раз. Если раньше нарушитель платил 100 рублей, то теперь - четыре тысячи.

    Правда, цена, которую может заплатить зацепер, может оказаться намного выше. Осенью на крыше "Сапсана" погиб молодой человек. Он получил электротравму, не совместимую с жизнью, дотронулся до контактной сети.

    Железнодорожники не устают повторять: зацепинг смертельно опасен - есть риск не только получить электротравму, но и сорваться с поезда во время следования, это может привести как к смертельному исходу, так и к тяжелой инвалидности.

    На Октябрьской железной дороге с зацепингом ведут комплексную борьбу. Сотрудники транспортной безопасности и охраны тщательно следят за тем, чтобы на станциях никто не зацепился за поезд. Особое внимание уделяется так называемому Главному скоростному ходу - это трасса "Сапсана". По данным ОЖД, именно на высокоскоростные поезда приходится 85 процентов всех выявленных случаев зацепинга.

    Все подходы к поездам тщательно контролируются.

    В Петербурге и Москве проход к поездам осуществляется через специальную досмотровую зону. В Твери, Вышнем Волочке, Угловке, Окуловке, Бологом и Чудово таких систем нет, но платформы на всем протяжении находятся под видеонаблюдением, также территорию обходят сотрудники охраны. Периодически сотрудники станций снимают с поездов тех, кто только пытается зацепиться. Нарушителей сразу же передают полиции.

    Бывают ситуации, когда зацеперов выявляют уже во время движения. С каждым годом таких случаев становится меньше, но тем не менее все машинисты имеют четкую инструкцию, как действовать в таких случаях.

    - У нас принят регламент взаимодействия пассажирского комплекса транспортной безопасности и охраны по пресечению несанкционированного доступа лиц на внешние элементы высокоскоростных поездов "Сапсан". Если в процессе движения выявляется зацепер, то информация об этом сразу же передается машинисту поезда, а он начинает останавливать состав, - говорит Павел Петров, заместитель начальника ОЖД по безопасности и режиму.

    В этот момент перед машинистом стоит главная задача - спасти жизнь зацепера. Остановить поезд мгновенно невозможно. Разогнавшийся до скорости 200 и более километров в час "Сапсан" может остановиться лишь через несколько минут. Остановка должна быть плавной, чтобы нарушитель не упал.

    Пока поезд готовится к остановке, машинист сообщает по радиосвязи о ЧП, предупреждает пассажиров, что остановка вынужденная и выходить из вагонов никому нельзя, а к месту остановки вызываются сотрудники охраны.

    Нередко зацеперы при остановке в прямом смысле убегают в лес. Но искать нарушителей за пределами поезда - не задача железнодорожников. Убедившись, что на внешних частях "Сапсана" больше никого нет, машинист возобновляет движение.

    Движение поездов на участке между Петербургом и Москвой очень интенсивное, задержка даже в несколько минут может повлиять на расписание как грузовых, так и пассажирских поездов. В теории у железнодорожников есть право обращаться в суды и требовать с зацеперов компенсировать ущерб, а суммы могут набежать немаленькие. Но, по словам Павла Петрова, к этой мере в ОЖД не обращаются, по крайней мере пока. С зацепером стараются провести разъяснительную работу, чтобы он больше не пытался повторить свою поездку. Определенные результаты есть, по крайней мере, зацеперов-рецидивистов железнодорожники не встречают.

    По словам Павла Петрова, чаще всего нарушителями оказываются юноши и девушки в возрасте 18-27 лет.

    - По нашему мнению, зацепинг - как одно из проявлений экстремальных видов развлечений - выходит из молодежной моды. Остались небольшие группы по интересам в социальных сетях. На этих ресурсах выкладываются видеоролики с поездок. Но количество таких групп и число загруженных видео постепенно снижается, - говорит Павел Петров.

    Немаловажная роль здесь принадлежит прокуратуре. Надзорное ведомство проводит постоянный мониторинг соцсетей на предмет опасного контента, а потом подает в суд исковые заявления о блокировке. В результате зацеперы не могут не только загрузить новые видео, но и посмотреть ролики с прошлых поездок.

    - Такие блокировки нам здорово помогают. Очевидно, что для тех, кто участвует в зацепинге, главное - это распространить о себе информацию, как сейчас говорят, быть на хайпе. А когда группы заблокированы, видео нигде не выложить, то молодые люди сталкиваются с тем, что рассказать о своих действиях они нигде не могут, и интерес к тому, чтобы проехать с нарушением, у них пропадает, - говорит Павел Петров.

    Если в процессе движения выявляется зацепер, то информация об этом сразу же передается машинисту поезда

    По словам старшего помощника прокурора Санкт-Петербурга по взаимодействию со СМИ Екатерины Дмитриевой, с начала года суды Северной столицы удовлетворили 15 исков надзорного ведомства, касающихся блокировок сайтов, пропагандирующих зацепинг. Ограничение доступа происходит оперативно. Решение суда направляется в Роскомнадзор, а затем интернет-провайдер должен в течение трех суток заблокировать ресурс.

    Зачем в принципе кто-то хочет заниматься зацепингом?

    - Думаю, это связано с желанием постичь новые для себя ощущения. К сожалению, "запретный плод всегда сладок", вот он и притягивает юных любителей экстрима. То же самое касается и травмоопасных, не запрещенных видов спорта - есть примеры, когда после катания на горных лыжах или поездке на сноуборде люди переставали ходить из-за полученных травм. А занимались именно с благими для себя намерениями. Не думаю, что зацеперы идут за чем-то другим, - говорит Евгений Леонович, член Экспертного совета Молодежного парламента при Государственной Думе РФ, главный редактор портала "Субкультура".

    Зацепинг часто называют субкультурой, но Леонович говорит, что это скорее разрозненные сообщества по интересам.

    Это значит, что в зацепинге нет каких-то правил, лидеров, атрибутики, все вариативно. Именно поэтому с блокировкой одной зацепинговой группы можно рассчитывать на то, что участники сообщества не будут искать аналогичное объединение в соцсетях. А то, что у зацепинга нет никакой идеи, кроме хайпа, дает надежду, что пользователи, отлученные от возможности размещать опасные видео, смогут кардинально поменять сферу интересов и получать лайки за другой контент.

    По мнению Леоновича, главный способ борьбы с зацепингом - это просветительская работа.

    - Важно объяснять, что это не развлечение, а именно смертельно опасное занятие. Заниматься просветительской работой. Не думаю, что если люди действительно осознают, что это может привести к их смерти, будут даже хотеть пойти и попробовать. Инстинкт самосохранения же никто не отменял, - говорит эксперт.

    Стоит отметить, что просветительскую работу с зацепингом на Октябрьской железной дороге ведут даже подростки. Например, на днях быди подведены итоги конкурса сценариев по профилактике непроизводственного травматизма среди работников ОЖД. Приз зрительских симпатий получил проект воспитанника Малой Октябрьской детской железной дороги Данилы Кочегарова. Юноша написал сценарий для проведения урока об опасности зацепинга в пятом классе. Данила признался "РГ", что среди его знакомых никто зацепингом не увлекается, но в новостях и в соцсетях он периодически видит информацию о зацеперах и о несчастных случаях, которые с ними происходят. По мнению Данилы, если своевременно рассказать школьникам о том, к каким последствиям может привести зацепинг, то это в будущем может спасти юношей и девушек от необдуманных поступков.

    Поделиться