27.12.2022 15:10
Поделиться

Сегодня Сергею Бодрову исполнился бы 51 год. Как он стал кумиром поколений и символом своего времени

Девяностые годы прошлого века стали для России временем тотальных перемен и полного переосмысления устоявшейся модели жизни: нерушимый Советский союз, просуществовавший почти 70 лет, все же распался, произошла глобальная социально-экономическая неразбериха. Смута новейшего времени охарактеризовалась экономическим кризисом, несколькими вооруженными конфликтами, массовым разгулом бандитизма и сильнейшим снижением рождаемости в стране. Однако в то же время девяностые стали временем небывалой свободы мыслей, взглядов и творчества. Этот по-настоящему переломный момент российской истории создает своих героев и антигероев. Одним из главных людей-символов эпохи стал непрофессиональный актер и телеведущий, сумевший влюбить в себя миллионы зрителей. Герой, в котором люди видели не придуманного персонажа, а настоящего человека, живущего в одно время с ними и проходящего через сложные события наравне со всей страной. Как Сергей Бодров стал кумиром нескольких поколений, и почему его сила на самом деле оказалась в правде - в день 51-летия со Дня рождения актера рассказывает "РГ".

Детство и юность

Сергей Бодров-младший родился в Москве 27 декабря 1971 года в интеллигентной семье кинорежиссера Сергея Бодрова и искусствоведа, преподавателя исторического факультета МГУ Валентины Бодровой.

Учился в школе с углубленным изучением французского языка. Хотел поступить во ВГИК, однако оставил этот замысел и по стопам матери отучился на отделении истории и теории искусства истфака МГУ, где изучал искусство венецианского Возрождения и которое закончил с красным дипломом.

Впервые Бодров-младший появился на экране на несколько секунд, сыграв эпизодическую роль мальчика в конноспортивном клубе в фильме своего отца "Я тебя ненавижу". Затем последовали небольшие роли в картинах "СЭР (Свобода - это рай)" и "Белый король, красная королева".

Кино и телевидение

Первой по-настоящему заметной работой Бодрова в кино стала роль рядового Вани Жилина в фильме Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" - вольной экранизации одноименного произведения Льва Толстого, действие в которой перенесено в период Первой чеченской войны.

Партнером Сергея по фильму стал уже популярный актер Олег Меньшиков. Картина была высоко оценена киносообществом, в том числе мировым, и получила номинации на премии "Оскар" и "Золотой глобус" в категориях "Лучший фильм на иностранном языке", а также стала обладателем приза Международной федерации кинопрессы Каннского кинофестиваля.

Снявшись в картине, Сергей Бодров-младший привлек к себе внимание киномира. Образ попавшего в плен солдата, воплощенный непрофессионалом-дебютантом, оказался правдив и достоверен. Естественность и неподдельность Бодрова в дальнейшем обеспечат ему всенародную любовь и признание, однако сам он не считал себя актером.

"Взгляд"

После съемок в фильме "Кавказский пленник" Сергей Бодров пробует себя на телевидении и по стечению обстоятельств в 1996 году становится ведущим "Взгляда" - популярнейшей программы нового времени, одного из символов перестройки и новой журналистики.

Не имея хоть сколько-нибудь значительного опыта работы в кадре, Бодров удивительно органичен в роли ведущего: он хорошо и вдумчиво говорит, рассматривает важные насущные социальные проблемы и рассказывает истории простых людей - о жизни инвалидов-афганцев и их семей, о проблемах детей-беспризорников и, конечно, о войне.

Программа делает Бодрова народным героем, люди любят и слушают его. Однако впереди Бодрова ждет еще больший успех.

Знакомство с Алексеем Балабановым. "Брат"

Важнейшим для Сергея Бодрова становится знакомство с одним из главных людей постсоветского кинематографа Алексеем Балабановым - режиссером, впоследствии ставшим одним из главных описателей перестройки и девяностых.

В декабре 1997 года на экраны выходит фильм Балабанова "Брат" с Бодровым в главной роли.

В центре сюжета - молодой парень Данила Багров, вернувшийся с Чеченской войны. По совету матери, из родного провинциального города Данила едет в Санкт-Петербург к брату, который там "стал большим человеком". Однако по приезде выясняется, что родной брат Данилы Виктор - киллер, работающий на бандитов. Брат с помощью обмана и манипуляций просит Данилу выполнить заказное убийство криминального авторитета. Данила соглашается, запуская цепочку событий, отражающих всю суть девяностых годов, которые в новом веке будут называть "лихими".

Фильм "Брат" за короткое время обретает всероссийскую популярность, а Сергей Бодров окончательно укрепляется в звании всеобщего любимца и народного героя.

Данила Багров несмотря на свою решимость и хладнокровие воплощает в себе потерянность и запутанность эпохи девяностых. По воле случая ставший бандитом, Данила не лишен человечности и воображения: он тяготеет к музыке и творческим кругам, слушает Nautilus Pompilius, защищает от беспредела контролера в трамвае и нищего уличного торговца. В то же время Данила жестоко и хладнокровно убивает других бандитов.

Образ главного героя противоречив, как и эпоха, на которую выпала его молодость. Тем не менее Данила Багров в свитере крупной вязки с плеером и обрезом - один из самых узнаваемых и любимых персонажей российского кино, а осенний Петербург, песни "Наутилусов" и крылатые фразы про "скорый кирдык Америке" - образы, ставшие культовыми.

В 2000 году "Брат" получил сиквел, ставший не менее легендарным и знаковым для российского кино фильмом, подарившим зрителям знаменитое рассуждение Данилы Багрова о том, что "Сила в правде".

Бодров сыграл еще в одном фильме Балабанова - драме "Война", вышедшей на экраны в 2002 году, в которой исполнил роль пленного русского офицера - капитана Медведева.

Другие киноработы и ТВ-проект

  • "Восток-Запад" - драма французского режиссера Режиса Варнье о русских эмигрантах, вернувшихся на родину во второй половине 1940-х годов. Фильм получил звездный состав актеров с Катрин Денев и Олегом Меньшиковым и номинацию на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
  • "Сестры" - режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего. Криминальное роуд-муви о двух сводных сестрах - Свете и Дине, вынужденных скрываться от бандитов, собирающихся похитить их ради получения выкупа от отца младшей девочки - криминального авторитета. В ходе путешествия девочки, которые не любили друг друга в спокойное время, попадают в сложные и опасные ситуации, но выходят из трудностей вместе и проникаются сестринскими чувствами.
  • "Медвежий поцелуй" - фантастический фильм Сергея Бодрова-старшего о любви циркачки Лолы и медведя, превратившегося в человека.
  • Проект "Последний герой" - Сергей Бодров был ведущим первого сезона популярного телешоу "Последний герой". В рамках проекта на остров у побережья Панамы высадили 16 человек - представителей разных профессий и занятий, которые проходили через различные испытания, борясь за приз в три миллиона рублей. Шоу о выживании на острове стало популярным и получило несколько сезонов-продолжений.

Трагедия в Кармадоне

Последней работой Сергея Бодрова-младшего стал фильм "Связной", который так и не был закончен.

20 сентября 2002 года сход ледника Колка в Кармадонском ущелье, где проходили съемки, унес жизни более 100 человек, практически вся съемочная группа "Связного" пропала без вести.

Крупномасштабные спасательные работы в ущелье начались сразу после катастрофы и продолжались более полутора лет. Помимо профессиональных спасателей, в поисковых работах участвовали родственники пропавших и добровольцы. За все время поисков удалось обнаружить тела и фрагменты тел 19 человек. Остальные люди так и не были найдены.

В числе пропавших без вести был Сергей Бодров-младший, тело которого не найдено до сих пор. Ему было 30 лет.