Что стоит за планами демократов ввести уголовную ответственность за дезинформацию о выборах в США

Политики от Демократической партии США предлагают ввести уголовную ответственность за распространение дезинформации о выборах. Начинание на первый вгляд благое, но критики видят в нем стремление демократов максимизировать свои шансы на успех на будущих выборах.
При подсчете голосов на выборах-2020 на участке в Детройте окна закрыли щитами от глаз собравшейся снаружи публики. Доказать массовые нарушения республиканцам в судах не удалось, но сомнения у многих остались.
При подсчете голосов на выборах-2020 на участке в Детройте окна закрыли щитами от глаз собравшейся снаружи публики. Доказать массовые нарушения республиканцам в судах не удалось, но сомнения у многих остались. / соцсети

Идею озвучила госсекретарь штата Мичиган Джослин Бенсон (госсекретари штатов в США, как правило, отвечают за электоральные вопросы). По итогам состоявшихся в минувшем ноябре промежуточных выборов в конгресс демократы перехватили у республиканцев контроль над местным заксобранием, а теперь разрабатывают пакет наказаний за ложную информацию, которая может препятствовать голосованию. Это могут быть листовки, почтовые рассылки или другие способы распространения данных, в которых указывается неправильная дата выборов или используется "вводящий в заблуждение язык" о них. Бенсон уверена, что это не нарушит первую поправку к Конституции США, гарантирующую свободу слова.

Ее оптимизм заслуживает подражания, но попытки утвердить в Америке понятия "правды" или "дезинформации", особенно на федеральном уровне, как правило, сталкиваются с мощным сопротивлением адептов свободы слова, настаивающих, что это все субъективно и будет вести к злоупотреблениям власть имущих.

Например, весной глава министерства внутренней безопасности США Алехандро Майоркас объявил о создании Совета по противодействию дезинформации. Идея подверглась острой критике, в том числе со стороны республиканцев, которые увидели в этом попытку ввести внутриполитическую государственную цензуру и прозвали совет "министерством правды". Под шквалом критики в августе было объявлено о роспуске совета.

На уровне одного штата, если все ветви власти контролирует одна партия, это реализовать проще. Демократы в Мичигане уверены, что мандат решать, где правда о выборах, а где нет, они получили по итогам недавних выборов. Хотя партия потеряла контроль над палатой представителей, она удержала сенат и даже немного потеснила республиканцев на уровне губернаторов и местных заксобраний.

Поиски избирательной правды в Америке идут остро. После выборов 2020 года Дональд Трамп и часть его сторонников утверждали, что демократы украли у него победу через нарушения избирательных процедур. Республиканцам не удалось доказать в судах, что имели место масштабные нарушения, которые повлияли бы на исход выборов, но сомнения в справедливости выборов и избирательной системы довольно прочно укоренились в умах многих консерваторов.

На выборах-2022 часть таких скептиков-республиканцев даже избрались в конгресс. Но немало таких кандидатов проиграли. Демократы уверены: этот результат - свидетельство того, что избирателям все эти теории о нелегитимных выборах надоели, поэтому пора насаждать свои правила.

Здесь стоит сделать небольшое пояснение. У американцев пунктик на том, чтобы не давать государству слишком много информации о себе, поэтому в США нет каких-либо федеральных баз данных граждан, в том числе для избирательных целей. Зачастую нет обязательств регистрации по месту жительства. Обмен данными между разными госструктурами тоже довольно ограничен.

Поэтому избиркомы порой могут и не знать о существовании части избирателей в их округах до тех пор, пока те сами не явятся. Чаще такие пробелы случаются с представителями нацменьшинств, нелегальными мигрантами, жителями неблагополучных кварталов с высоким уровнем безработицы и преступности, студентами местных университетов, которые приехали из других штатов. Все это, как правило, избирательный контингент демократов.

Поэтому, если отбросить политический флер, за всеми этими спорами стоит стремление двух партий повысить явку своего электората относительно конкурентов. Ведутся такие игры в основном на уровне штатов, поскольку влияние федеральной власти на избирательные процессы на местах ограничено.

Политики-республиканцы в контролируемых ими регионах ужесточают правила голосования. Например, требуют при голосовании предъявлять удостоверение личности с фотографией, а также добиваются более строгих правил обработки бюллетеней, особенно поданных по почте. Республиканцы настаивают, что без этого увеличиваются возможности для вбросов и подтасовок, в том числе за счет умерших, нелегалов или уголовников, не имеющих право голосовать.

Демократы, наоборот, пытаются максимально вовлечь всех своих сторонников. Среди их предложений - системы автоматического внесения в избирательные реестры всех, кто фигурирует в любой базе данных властей. Они также предлагают заранее вносить в списки избирателей тех, кому исполнилось 16 или 17 лет, чтобы к совершеннолетию не возникало проблем с их отсутствием в списках.

Разделение Америки на две части, в каждой из которых своя избирательная правда, может только усилиться. Верховный суд США рассматривает дело, по итогам которого местные заксобрания могут получить больше влияния на выборы в своем штате. Как отмечает газета The New York Times, демократы считают это "опасностью", поскольку вердикт позволил бы республиканцам активнее менять границы округов в свою пользу и влиять на результаты выборов. Но это позволит и самим демократам глубже окопаться в своих вотчинах.