Льготный лизинг спасает экономику

Льготный лизинг спасает экономику

Текст:
Ирина Фурсова
Уходящий год для российского авторынка стал, наверное, самым нерадостным в новейшей истории: так мало машин еще никогда не продавалось. В целом за 11 месяцев по данным аналитического агентства Автостат снижение составило 55 процентов, при этом легковые пали почти на 60 процентов. И это на фоне подорожания почти на треть и снижения интереса к автокредитованию более чем на 40 процентов. Коммерческий сегмент оказался чуть устойчивее к ситуации: LCV потеряли 48 процентов продаж, средне- и крупнотоннажные 18, автобусы - четыре процента.

Но если производство и продажу автобусов поддерживает государственный и муниципальный заказ, то грузовики всех мастей выплыли благодаря инструменту, которым в России пользуются в основном представители бизнес-сообщества - это лизинг. Мы не случайно оговорились: в России. Ибо за рубежом лизинг авто для физических лиц весьма популярен: таким образом, например, в Новом и Старом свете продается около трети всех авто. У нас же не более 3 процентов: лизинг считается преимуществом именно для юридических лиц. По мнению главы Группы Газпромбанк Лизинг Максима Калинкина, причина в том, что лизинг облагается НДС. А у физических лиц просто нет возможности возместить этот налог. "Недавно Минфин РФ предложил использовать лизинг в качестве альтернативы ипотеке. Это очень хорошая инициатива, но, как и с автомобилями, встанет вопрос НДС. Поэтому если решат эту проблему - уберут налог то, конечно, это станет настоящим прорывом на рынке лизинга", - добавляет г-н Калинкин.

Не секрет, что в сложные пандемийные годы и в еще более тяжелый 2022-ой именно государственная поддержка предпринимательства спасла многие компании от краха. Особенно эта помощь, включающая и льготный лизинг, актуальна для среднего и малого бизнеса, как правило, не имеющего солидной финансовой "подушки безопасности". Так, в 2022-2024 годах объем субсидий процентной ставки по лизинговым сделкам для МСБ из федерального бюджета запланирован в размере 107,6 миллиарда рублей, из них в уходящем году - на эти цели предусмотрено почти 24 миллиарда рублей, а дальше объем поддержки будет только повышаться (38,7 и 44,9 миллиарда). А в середине декабря глава кабмина Михаил Мишустин объявил о продлении программы льготного лизинга для малых и средних предприятий на будущий год, подписав распоряжение о выделении на эти цели 1,134 миллиарда рублей в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Лизинговые ставки на отечественное оборудование не будут превышать 6 процентов, на зарубежное - восемь.

Фото: iStock

Ярким ответом на введенные внешние ограничения и уход с нашего рынка некоторых зарубежных автопроизводителей стал выпуск минувшей осенью электромобилей Evolute на предприятии "Моторинвест" в Липецкой области и кроссоверов под брендом "Москвич" на одноименном заводе в столице. Еще до пуска конвейеров автоэксперты утверждали, что эти модели станут чрезвычайно популярны в таксомоторных перевозках и в каршеринге. И для поддержания спроса на продукцию отечественного автопрома в нынешних непростых условиях государство изыскало средства на возобновления программ льготного автокредитования и льготного автолизинга в размере 16,6 миллиардов рублей. Обе программы стартовали летом, и по оценке Минпромторга с их помощью до конца года может быть продано более 75 тысяч автомобилей. "Государство, предоставляя субсидии, в первую очередь стимулирует спрос, загрузку автопроизводителей и сохранение, а иногда и расширение трудовых мест и коллективов. Лизинг - удобный инструмент для клиента и прозрачный для государства. Министерствам комфортно администрировать субсидии через 50 - 100 лизинговых компаний, а не напрямую собирать отчетность с десятков тысяч клиентов. Лизинговые компании хорошо себя зарекомендовали и четко понимают, что за каждый бюджетный рубль надо отчитаться о его целевом использовании", - комментирует Максим Калинкин.

Поддержка коснулась продукции всех российских автопроизводителей, включая "Москвич" и "Моторинвест", а также китайское производство "Haval" в Тульской области. Скажем, при покупке Evolute i-Pro с господдержкой, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, можно сэкономить до 35 процентов стоимости или около 925 тысяч рублей. До конца года предприятие планирует выпустить до двух тысяч электрокаров. Аналогичное преимущество получит и покупатель "Москвича" с электрической силовой установкой.

Как заявил исполнительный директор Автостата Сергей Удалов на декабрьской "онлайн-оперативке", средневзвешенная цена нового авто в стране за 10 месяцев достигла 2,26 миллиона рублей. Однако в начале декабря руководство страны поручило контролировать формирование цен на автомобили и обеспечить их доступность для россиян. Так что есть надежда, что программы льготного кредитования и лизинга будут продолжены и в наступающем 2023 году.

По данным Минсельхоза России, в 2022 году аграрии собрали рекордные 150 миллиона тонн зерна в чистом весе, из них более 100 миллионов тонн пшеницы. Выше прошлогоднего оказался урожай сахарной свеклы, сои, рапса, картофеля, овощей и фруктов. Есть прирост по молоку и мясу. Да, не подвела погода, но один из ключевых факторов успеха здесь - техническое обновление АПК. Более трети машин и оборудования, которые ежегодно закупают аграрии, приобретаются на условиях льготного лизинга. Не стал исключением и этот год: в самом начале марта в преддверии посевной кампании правительство выделило дополнительные 12 миллиардов рублей на поддержку программы льготного лизинга сельхозтехники. И это решение как нельзя кстати поддержало крестьян на старте полевых работ и помогло собрать рекордный урожай, обеспечивший продовольственную безопасность страны.

Кстати, для экспорта продукции АПК правительство запланировало построить более 40 судов. В целом же, по словам главы кабмина, до 2030 года на отечественных верфях по программам льготного лизинга могут быть размещены заказы на строительство 318 судов различного назначения. Что касается года 2023-го, что на льготный лизинг морской техники судов выделяется 15 миллиардов рублей. Кроме того, предложено с 2023 года выделять средства из Фонда национального благосостояния на льготный лизинг водного транспорта. Объем программы гражданского судостроения до 2030 года оценивается в 477 миллиардов рублей, и 285 миллиардов из средств ФНБ могут быть направлены как раз на программы льготного лизинга.

Совсем недавно, в двадцатых числах декабря в Белом доме вручали награды главам регионов - лидеров по реализации в 2022 году нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Вице-премьер Марат Хуснуллин отметил беспрецедентные масштабы работ в уходящем году. Всего в регионах благодаря федеральной поддержке удалось отремонтировать, реконструировать и построить более 21 тысячи километров дорог, причём 16,8 тысячи километров из них сделаны благодаря нацпроекту "БКД". Работы кипели на 6 тысячах объектов, общая площадь укладки дорожного покрытия в рамках нацпроекта превысила 134 миллиона квадратных метров. Доступные программы лизинга дорожно-строительной техники помогут дорожным строителям и ремонтникам не снижать темпов работ в последующие годы. Так, в 2023 году на эти цели уже предусмотрен 1 миллиард рублей субсидий, но опять же поступила инициатива увеличить сумму до 6 миллиардов, чтобы стимулировать производство и закупку именно отечественной техники, которой сейчас очень сложно конкурировать с китайскими аналогами. Потребность дорожников в технике оценивается в 6,8 тысячи единиц. Максим Калинкин: "По итогам девяти месяцев 2022 года сегмент лизинга строительно-дорожной техники показал положительную динамику. Всего клиенты лизинговых компаний приобрели спецтехнику стоимостью 216 млрд рублей (+4% к прошлом угоду). Но на ближайший трехлетний период понадобится более 30 тыс. единиц новой техники для строительства дорог, инфраструктурных проектов и проч. И в то время, когда отечественные производители восстанавливают производство и ищут замену иностранным комплектующим, быструю поставку новой спецтехники может обеспечить только импорт. В этих целях Газпромбанк Лизинг совместно с госкомпанией "Автодор" запустил новую компанию "Автодор-Лизинг", которая и занимается структурированием таких сделок. Первая поставка реализуется уже в 1-м квартале 2023 года".

Эксперты Национального рейтингового агентства в первой половине года были уверены, что после удачного 2021-го, когда было заключено более 410,4 тысячи лизинговых договоров и предоставлено в лизинг более 564,6 единиц техники, этот сегмент рынка ждет определенная стагнация, вызванная ограничениями и финансовым кризисом. Однако снижение ключевой ставки ЦБ и стабилизация денежно-кредитной политики позволяет надеяться, что лизинговые программы помогут нашей экономике не только наверстать упущенное, но и выйти на путь уверенного роста.