31.12.2022 09:00
    Поделиться

    Академик Юрий Белов: Здоровье надо беречь, а не укреплять

    Так уж мы устроены: перед Новым годом, в Новый год хочется чего-то необыкновенного, из ряда вон. Заметили, как дети цифрового времени охотно, отбросив гаджеты, общаются с Дедами Морозами? Вот и взрослым тоже хочется чуда, особых, острых ощущений. Такая потребность всегда с нами.
    Академик Белов: Если человека поместить в ванну со льдом или очень холодной водой, у него в конце концов может остановиться сердце. Это физиологическая реакция.
    Академик Белов: Если человека поместить в ванну со льдом или очень холодной водой, у него в конце концов может остановиться сердце. Это физиологическая реакция. / Соцсети

    Традиционно: в канун Нового года, в новогодний отдых чрезмерное, необычное особенно востребовано. Тот же массовый заплыв в проруби, или после парной с веничком - в сугроб. Но... есть статистика. Медицинская. Именно в эту пору возрастает количество вызовов "скорой", и тех, кто обошелся без обращений в нее, но захворал. Виноват Новый год? Будем справедливы: чаще всего мы сами. И прежде всего именно любители экстрима, соискатели самых острых ощущений.

    Наш сегодняшний собеседник - директор Института кардиоаортальной хирургии ФГБНУ академик Юрий Белов.

    Юрий Владимирович, 44 года вы оперируете сердце, сосуды. Люди, которые вот так экстремально закаляются, реже или чаще попадают на операционный стол?

    Юрий Белов: Целенаправленно эту ситуацию я не мониторил. Но, по моему опыту, по моему ощущению, какого-то омолаживающего, тонизирующего, оздоравливающего эффекта эти экстремальные процедуры не приносят. Могу сказать иное. Я хорошо знаком с влиянием температур на сердце человека. При проведении операций на сердце мы охлаждаем пациента. Делаем это, чтобы защитить органы, ведь при охлаждении снижается потребление ими кислорода. Но при температуре 30-29 градусов сердце останавливается. Всегда! То есть я могу сказать, что если человека поместить в ванну со льдом или очень холодной водой, у него в конце концов остановится сердце. Это физиологическая реакция.

    А можно пример из личной жизни? Когда-то давно, когда только начинались первые операции на сердце, в том числе у детей, мне посчастливилось наблюдать операцию, которую проводил тогда малоизвестный, а ныне известный всемирно, великий Евгений Николаевич Мешалкин. Он оперировал девочку. Даже помню, ее звали Карлыгаш, она была, по-моему, узбечка. И прежде чем взять ее на операционный стол, девочку положили в ванную со льдом. Потом Евгений Николаевич вынул ее оттуда. Она была с остановленным сердцем. После этого ее оперировали. То есть вот такая экстремальная ситуация. Ваш комментарий?

    Юрий Белов: Экстремальное, вообще, просто так пользу не приносит. К этому надо готовиться. Вот меня сейчас, допустим, заставь подняться на Эверест. Я же просто скончаюсь! И от недостатка кислорода, и от очень низкой температуры. Либо: что со мной станется, если посадить в истребитель, задать сверхзвуковую скорость... Понимаете, к такому надо готовиться. Чтобы подобного достигнуть, люди тренируются. Существуют специальные системы тренировок. Научно обоснованные, научно доказанные и внедренные в жизнь. А если просто вот так, да еще после выпивки, да еще после какого-то разогрева и вдруг в ледяную воду... Реально может остановиться сердце. Причем по двум причинам. Во-первых, мгновенная остановка сердца от аритмии, смертельная фибрилляция желудочков. А во-вторых, чрезмерное охлаждение организма, естественно, останавливает сердце.

    Вдоль Байкала каждые 100 метров памятники стоят. Это купальщикам, которые прыгнули в ледяную воду

    Евгений Николаевич Мешалкин применил технологию гипотермии (охлаждение организма), чтобы безопасно проводить операции на сердце. Именно на остановленном, не работающем сердце. Чтобы избавить от тяжелейшего порока. Во имя жизни.

    Совсем о другом. Когда-то я путешествовал вокруг Байкала. Есть там такой поселок Листвянка, от которого идет тракт вдоль Байкала. Я поехал по этому тракту. А там через каждые 100-150 метров памятники стоят. Спрашиваю: в чем дело? Объясняют: да вот купальщики, прыгнули в ледяную воду. Там температура и зимой, и летом +4 градуса. Прыгнули - и остановилось сердце.

    Сердце любит только покой?

    Юрий Белов: Я этого не говорил! Сердце любит умное обращение.

    Вы вспомнили Байкал. А помните моду "Бегом от инфаркта"? До сих пор она не совсем прошла. И нередко по загазованной улице поутру бегут поклонники этой моды. В прекрасном Кисловодске чудесные терренкуры. Главное: обязательно дойти до "красного солнышка". Кто-то идет, вдыхая фантастический воздух тех мест, а кто-то "бежит от инфаркта". Однажды я была свидетелем неудавшегося спасения такого бегуна. Это был высокий мужчина 54 лет. Причина смерти: инфаркт миокарда.

    Юрий Белов: Порочная, но живучая мода.

    А кроме моды, есть еще и традиции. То же погружение в сугроб после хорошей парной бани... Песни сложены - "Водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров!" "Продвинутые" модники даже в зимний мороз идут без шапки - котируются длинные волосы. Цифры роста тех же простудных заболеваний почему-то не останавливают.

    Юрий Белов: Когда говорят о здоровье, лучше следовать старому слогану: "Одевайтесь по погоде!" И вернусь к покорению Эвереста, иным экстремальным делам. Это все требует предварительной подготовки, предварительных тренировок. Может, даже в течение года. А не так сразу.

    Убежден: к каждой погоде должно быть подобрано соответствующее поведение человека. И не только в одежде. Мой учитель великий российский хирург Борис Васильевич Петровский прожил 96 лет. Я как-то спросил у него: "Как в таком возрасте вам удается быть в отменной форме? Вы, наверное, физкультурой занимались, каким-то особым спортом?" Он вздрогнул и сказал: "Никогда, доктор Белов! Запомните: здоровье надо беречь, а не укреплять!"

    Это на всю жизнь в меня вошло.

    Поделиться