Итоги конкурса "Лучшая русская школа за рубежом" подвели в Кыргызстане

Итоги международного конкурса "Лучшая русская школа за рубежом" подвели в Кыргызстане. Отбор проводился в течение двух месяцев среди общеобразовательных государственных и частных учреждений, а также среди учителей русского языка, литературы, математики, физики, химии, информатики и начальных классов.
Российские и кыргызстанские учителя ждут оглашения итогов конкурса.
Российские и кыргызстанские учителя ждут оглашения итогов конкурса. / Дария Соболева

Мероприятие приурочили к образовательному форуму, организованному Международным центром образования "Интердом" имени Стасовой при поддержке министерства просвещения РФ. В нем приняли участие эксперты в сфере продвижения российского образования и культуры, представители педагогических коллективов, реализующих программы изучения русского языка, и преподаватели.

Лучшей русской школой в Кыргызстане признали Академию инновации и лидерства. Это среднее образовательное учебное заведение находится в южной столице республики - городе Оше. Академии всего около года, и представляет она собой лицей с инновационными практиками обучения. Второе место заняла международная школа Silk Road, а третье - научно-образовательная школа-комплекс имени Ломоносова. Обе находятся в Бишкеке.

Лавры лучшего учителя, преподающего на русском языке, достались Ольге Ефремовой. Она ведет начальные классы Академии имени профессора Купуева - школы, которая работает в Оше. На двух следующих позициях также расположились учителя из южной столицы: преподаватель школы-гимназии N38 Марина Петрова и ее коллега из школы-гимназии N20 имени Раззакова Ольга Те.

Педагогам из Кыргызстана, по их словам, интересны методики и опыт российских коллег.

- Я как завуч советую учителям своей школы приходить на занятия, которые проводят российские коллеги, и перенимать опыт, - утверждает замдиректора по учебно-воспитательной работе бишкекской школы "Приоритет" Ирина Пузырева. - Могу сказать, что у нас сложился разный подход к преподаванию. В России больше времени уделяется самостоятельному изучению материала. Учитель выступает в роли консультанта и координатора. У нас же педагог наставляет школьника, объясняет, показывает ученику что и как. Поэтому мы стремимся не только сравнивать методики, но и перенимать новые.

Отличия, вместе с тем, есть, и главным образом в том, что для многих школьников в Кыргызстане русский язык не родной. По мнению преподавателя и эксперта в сфере образования Татьяны Матохиной, эту разницу должны учитывать не только преподаватели, но и составители учебников.

- Необходимо прежде всего создать стандарт с учетом страны, в которой преподается предмет, чтобы учебник содержал контент, адаптированный к определенной, понятной ребенку среде, - отмечает она. - Учебник должен, в том числе, формировать у ребенка любовь к родине через изображения достопримечательностей, творчество, народные промыслы. Необходимо закладывать в него и понимание дружбы. В том числе - Кыргызстана с Россией.

По словам преподавательницы из РФ Елены Порываевой, работающей в одной из кыргызстанских школ в рамках проекта "Российский учитель за рубежом", детям в регионах республики порой действительно очень сложно обучаться тому или иному предмету на русском языке. "Вначале ребенок переводит в уме на родной язык то, что сказал ему учитель, потом формулирует ответ и переводит его на русский, - поясняет она. - Чтобы облегчить процесс, я веду уроки с помощью игровой методики. Мы с детьми собираем "букеты" из гласных и твердых согласных, создаем кроссворды со словами, в которых присутствует мягкий знак, разгадываем загадки. Подобные игры учат развивать языковое чутье и фонетический слух".

Досье "РГ"

ФГБОУ МЦО "Интердом" имени Стасовой - базовая площадка гуманитарного проекта министерства просвещения РФ "Российский учитель за рубежом". Он направлен на продвижение русского языка и российского образования за рубежом. Проект реализуется совместно с национальными министерствами образования стран-партнеров с 2017 года. В Кыргызстане он запущен в 2019-м. На данный момент в его рамках в республике работают несколько десятков российских учителей. Сам проект охватил более 10300 школьников КР.

Когда верстался номер

В Москве наградили победителей Международного конкурса "Лучшая русская школа за рубежом". В нем приняли участие 465 учителей и педагогических коллективов из Таджикистана (РТ), Узбекистана (РУз) и Кыргызстана. В номинации "Учитель-международник" победителями стали Оксана Хамидуллина (КР), Гульнара Аджиджимиль (РТ), Ирина Шурыгина (РУз). В номинации "Лучшая школа за рубежом" победили Академия имени Купуева (КР), Начальный институт "Аркон" (РТ), средняя общеобразовательная школа N 5 поселка Алмазар (РУз).