Напомню, обороты онлайн-торговли растут в Москве и стране в целом на протяжении всех последних лет, а пандемия и вовсе дала этой отрасли мощный толчок. Вынужденные оставаться дома на самоизоляции люди стали вместо походов по магазинам заказывать товары в Сети и просто ждать курьера. В результате если в 2019 году россияне потратили на онлайн-покупки чуть больше двух триллионов рублей, то в прошлом году эта цифра превысила 3,6 триллиона. А в 2022-м сумма может вплотную подойти к отметке 5,2 триллиона. Такие данные приводит российская Ассоциация компаний интернет-торговли.
Тон этой моде на удаленные покупки задают москвичи. По словам заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, в январе - сентябре оборот столичной онлайн-торговли вырос на 14,4% год к году и достиг тех самых 700 миллиардов. "Из них около 80%, или 556 миллиардов, пришлось на непродовольственную торговлю, обороты которой тоже выросли на 14,4%. Объем онлайн-продаж продуктов питания увеличился на 14,7% и составил 142,9 миллиарда рублей", - говорит он.
Интересно, что горожане все чаще покупают онлайн, например, мебель. Еще несколько лет назад считалось, что прежде чем купить условный диван, на нем нужно обязательно посидеть. А сейчас люди заходят на сайт, смотрят фото и видео, читают характеристики и отзывы, после чего смело жмут кнопку "Добавить в корзину". По такой схеме москвичи только в январе - сентябре потратили на мебель и товары для дома 124,5 миллиарда рублей. А на одежду и обувь - 97,7 миллиарда. Их теперь тоже все чаще покупают без предварительной примерки, тем более что вернуть не подошедший товар можно без проблем, а деньги тут же возвращаются на карту.
В целом доля онлайн-торговли в столичном регионе сейчас превышает 13% в общем объеме розницы. В прошлом году показатель был на уровне 11,5%. Да, о смерти классических супермаркетов, небольших магазинов "у дома" и торговых центров говорить пока рано, но уже очевидно - все больше и больше людей предпочитают идти за покупками не на улицу, а в Сеть.
Соглашаются с этим и в маркетплейсе Ozon. Там подтверждают, что в самые быстрорастущие категории онлайн-покупок в уходящем году в Москве и Подмосковье вошли продукты, мебель, авто- и мототовары, материалы для строительства и ремонта, товары для спорта и одежда. "В декабре мы провели опрос, в котором приняли участие более 1,5 тысячи человек. Он показал, что если в 2021-м только 23% опрошенных жителей Московского региона покупали в онлайн-магазинах непродовольственные товары, то в 2022-м их стало уже 43%", - рассказали "РГ" в пресс-службе компании. При этом пользователи стали относиться к онлайн-шопингу более ответственно. Так, 17% опрошенных москвичей сообщили, что стали делать меньше спонтанных покупок в этом году. Кроме того, москвичи немного сократили траты, что также подтверждает тренд на снижение импульсивных покупок. Самым популярным стал ответ о снижении трат в этом году на 10-20% - так ответили 39%.