Издание предназначено для тех, кто уже завтра придет в практическую медицину, то есть начнет лечить пациентов. И, конечно, всем нам хочется, чтобы это были специалисты с прогрессивными взглядами, владеющие новыми технологиями. Общественный запрос на преодоление разрыва между научными достижениями в области изучения рака и практической медициной сегодня как никогда высок. Почему он вообще существует, этот разрыв, когда научные открытия в области онкологии делаются с завидной регулярностью?
- Нельзя думать, что все новое, что появилось вчера, можно уже сегодня внедрять в практику, - предостерегает профессор Ганцев. - На проверку того, насколько новые подходы применимы, требуются годы. Но работать над этим надо. Поэтому в нашем новом 700-страничном учебнике 99,5% информации - это то, что выдержало испытание временем, а вот 0,5% - оставлено студентам для размышления о перспективах развития онкологической науки.
- Сегодня нельзя опираться на знания, которые 30 лет назад считались передовыми. Многое давно устарело, и это надо смело менять, - продолжает ученый. - Пора пересмотреть классификацию стадий рака и переходить к персонифицированной медицине. Все мы разные, у каждого - свой уникальный биологический профиль, а значит, и диагностика, и лечение должны быть индивидуальными. И если в первой своей книге я писал, что главным подходом к лечению рака является хирургия, то сегодня считаю, что ее доля уменьшается, а лекарственной терапии - возрастает, остается и определенный процент лучевой терапии. Мы должны постепенно переходить от хирургического подхода к лечению на клеточном и субклеточном уровнях. Потому что рак - это не болезнь как таковая, а особенность клетки. Предстоит изучить, какие клетки могут вызвать рак. Таких в организме всего 1,5 - 2%. Это биологические проблемы жизни клетки.
Новые знания, безусловно, должны найти отражение и в учебных материалах, но не как набор фактов, уверен ученый. Современные учебники должны формировать у студентов понимание концепции онкологических заболеваний.
- Мы неминуемо идем к новой парадигме онкологической науки - "рак без опухоли", где сама опухоль становится симптомом системной "раковой болезни". Построение учебно-методических материалов всегда базировалось на "привязке" к органам и системам, но сегодняшние достижения молекулярной биологии выделяют главенствующую роль более тонких структур. Безусловно, в переходный период от "макроонкологии" органов и систем к молекулярному пониманию "рака без опухоли" оба подхода должны существовать параллельно. Но фундамент для изменения подходов в понимании онкологии необходимо закладывать уже сейчас, - подчеркивает Шамиль Ганцев.
Новый учебник переводят на английский, арабский, казахский и узбекский языки, а международный коллектив авторов уже планирует приступить к написанию следующего - "Онкология+".