Жители Осетии встретят Новый год вместе с Митын Дада, домовым и Солнцем

28 декабря, в ночь со среды на четверг, в Северной Осетии состоится празднование Нового года по календарю древних аланов. В республике этот праздник сохранился до сих пор: он называется Цыппурс и несет в себе непередаваемый национальный колорит. Как же проводят это уникальное торжество, которое берет свои истоки в глубине веков?
Когда Митын Дада входит в помещение, то перед собой бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток
Когда Митын Дада входит в помещение, то перед собой бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток / Элла Дзагоева

Цыппурс, по национальному календарю аланов, открывает собой череду зимних праздников. Сам же является своего рода Рождеством, но не в традиционном понимании (поскольку появился еще до Рождества Христова), а в значении нового рождения Солнца и разворота к весне, возвращения света и тепла после зимних холодов.

- Примерно через неделю после празднования Цыппурса, когда на небе появлялся новый месяц, в ночь со среды на четверг отмечается Ног бон. В переводе с осетинского это дословно означает "Новый день", что является своеобразным аналогом Нового года, - рассказывает корреспонденту "РГ" заместитель министра культуры Северной Осетии, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Залина Кусаева. - Таким образом, в календаре аланов один за другим, с перерывом в несколько дней, идут два праздника - Цыппурс и Ног бон. Но уникальным в нашей этнокультурной традиции является еще и то, что в Осетии празднуют и христианское Рождество, и общепризнанный Новый год, а также проводят древние национальные торжества зимнего цикла.

Цыппурс и Ног бон не случайно отмечаются в ночь со среды на четверг, потому что именно четверг, в соответствии с традиционными верованиями осетин, считается Днем Всех Святых (не путать с католическим праздником и американским Хеллоуином!), когда пробуждаются самые разные мистические силы. Носят они отнюдь не зловещий, а, наоборот, добрый характер.

Одним из главных персонажей здесь является Митын Дада - "Снежный дедушка", который приходит в дома людей, расспрашивает, кто как вел себя целый год, и дарит подарки. Несмотря на большую схожесть с традиционным Дедом Морозом, Митын Дада отличается ярким местным колоритом. На голове у осетинского "Снежного дедушки" белая папаха, а на грудь ниспадает седая борода. Белого цвета и тулуп на нем, но с голубыми вставками. На ногах - не валенки, а сапоги. В руках - не посох, а ветвистая трость из дерева. Спереди на тулупе нашиты газыри, подчеркивая кавказские мотивы.

- Когда Митын Дада входит в помещение, то впереди себя он бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток, - рассказывает руководитель аниматорской группы "Альпина" Залина Короева. - Затем он расспрашивает, кто как себя вел целый год, но просто так подарки не раздает и может потребовать проведения ирата ерш каныш - то есть соревнования джигитов. И только потом вручает призы победителям. Но, как вы понимаете, без гостинца никто не остается, даже те, кто проигрывает. В этом году осетинского Митын Дада на корпоративы и детские утренники приглашают примерно на 60 процентов чаще, чем привычного всем Деда Мороза.

А еще - не менее важным героем Цыппурса и Ног бона является Солнце. Его олицетворяет костер. Ведь задача людей на этих праздниках - помочь светилу набраться сил и вернуться. А вместе с собой принести весну и тепло. Поэтому во дворе домов часто зажигается костер, вокруг него водят хороводы, через него прыгают. На его углях принято жарить бараний жир и приговаривать: "Как шипит этот жир, пусть так же весело пройдет весь этот год". И еще: "Пусть все зло останется в огне, а к нам придет только добро".

По традиции в дом принято заносить щепки (по числу членов семьи в доме) - они олицетворяют свет и достаток, а также большое полено, которое кладут в камин и зажигают как символ тепла в семье на весь будущий год. Но сейчас эту традицию соблюдают реже - настоящий дровяной камин есть далеко не в каждом доме.

Зато пирог Артхурон на Ног бон пекут обязательно. Его начиняют сыром и бараньим жиром - чтобы был сытный. Запекают в нем и разные предметы, которые символизируют счастье и благополучие - монетки или украшение. И каждому в его кусочке пирога достанется что-то особенное. Главное - есть аккуратно.

Но перед тем как вся семья садится за стол, существует традиция покормить домового - чтобы весь год он был добрым и помогал хозяевам. Делается это просто: из комнаты, где находится уже накрытый стол, все выходят минут на пять-десять, давая возможность домовому попробовать каждое блюдо, и только потом возвращаются и начинают трапезу. Причем не важно, оказались ли надкусаны угощения или нет - главное, что потустороннего покровителя дома пригласили их отведать.

Когда Митын Дада входит в помещение, то перед собой бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток

- Еще одним элементом празднования в Ног бон является веселый ритуал, который называется хадзаронта, - рассказывает руководитель фольклорного этнографического ансамбля "Кубады" Миральда Габанова. - В переводе это означает "ряженые домочадцы" и представляет собой небольшое театрализованное представление, похожее на колядование, которое соседи устраивают друг для друга. "Гости" наряжаются в костюмы оленя и медведя и приходят к хозяевам дома с пожеланиями добра, счастья и достатка. Все делается в шутливой и веселой форме. Задача представления - не получить от хозяев побольше угощений, а передать им максимальное количество добрых пожеланий на будущий год и таким образом благословить семью от имени окружающих и ввести ее под покровительство высших сил.

По словам Миральды Габановой, гости обязательно должны по традиции прокричать такие слова: "Желаем, чтобы ваш мужчина убил оленя, а женщина родила сына". А взамен от хозяев требуют "кусочек печенья". Затем, во время проведения хадзаронта, один из гостей якобы внезапно "заболевает" и ложится на пол. Вылечить его могут только угощения хозяев. Обычно это яблоки и конфеты.

Интересно, что упоминания о елке во время празднования Цыппурса и Ног бона в осетинских источниках нет. Появление вечнозеленого дерева в ночь Всех Святых - новшество уже нынешнего времени, которое показывает смешение у разных народов известных культурных традиций.

"Снежный дедушка" меняет имя

В Кабардино-Балкарии старца, который в Новый год приносит подарки, зовут Уэс Дадэ. Известно о нем не очень много, но от своих "коллег", Деда Мороза и Минын Дада, он все-таки отличается. На голове седобородый дедушка носит белую папаху, одет он в черную черкеску, поверх нее может быть наброшена бурка из валяной овечьей шерсти.

Вместо посоха Уэс Дадэ носит с собой кинжал, а если точнее -кама, который мужчины на Кавказе традиционно прицепляли к поясу. Однако, несмотря на этот довольно грозный атрибут, "Снежный дедушка" - добрый персонаж. Передвигается он либо пешком, спускаясь на праздник с гор, либо на верном коне.

На Кавказе особенное внимание уделяют уважению к старшим, и Уэс Дадэ несет подарки тем детям, которые вели себя вежливо и почтительно, слушались взрослых. Сопровождает горца огромный орел, который помогает и с доставкой подарков, и с почтой. Правда, сегодня Уэс Дадэ редко приходит на праздники в республике - чаще здесь все-таки появляется Дед Мороз.

Подготовил Михаил Сухарев, Нальчик

Отпугнуть злых духов

Поскольку празднование Ног бона проходит в Ночь Всех Святых, то в республиках Северного Кавказа сохранилось поверье, что в это время злые духи, изгнанные из разных мест, ищут себе новое пристанище. Найдя подходящий дом, они селятся в нем и весь предстоящий год чинят хозяевам разные беды. А чтобы этого не случилось, встреча Нового года должна быть шумной и веселой, дабы отогнать зло от порога. Нужного шума добавляет пальба из ружья в воздух. К тому же у кавказских народов есть традиция: важное событие отмечать выстрелом из ружья. Именно поэтому, например, новогодние праздники в селах Кабардино-Балкарии и Дагестана сопровождаются ружейной пальбой.