28.12.2022 11:58
    Поделиться

    Самая новогодняя оперетта: "Летучую мышь" Иоганна Штрауса-сына Мариинский театр показал в Москве

    На афишах лучших оперных домов мира "Летучая мышь" по традиции появляется под новый год. Вот и Мариинский театр уже второй раз с паузой в год привозит в Москву в канун самого любимого праздника полусценическую версию своего спектакля, поставленного Валерием Гергиевым в тандеме с режиссером Алексеем Степанюком.
    Пресс-служба Мариинского театра

    В мире известны постановки этой оперетты сына Иоганна Штрауса на немецкое либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса "Тюремное заключение" и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви "Новогодний вечер", мировая премьера которой состоялась 5 апреля 1874 года в легендарном театре "Ан дер Вин". У нас по обыкновению используется прославленная знаменитым телефильмом 1979 года, снятым на "Ленфильме" с братьями Юрием и Виталием Соломиными в главных ролях, и уже давно запетая "до дыр" советская версия русскоязычного либретто, сделанная в 1947 году Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. И, быть может, оттого, что все шутки зал знал наизусть, публика редко откликалась на них смехом. К тому же этот текст по стилистике все же ближе к сценкам из КВНа, нежели к стилистике классической венской оперетты или оперы-буфф, как это происходит по канонам европейской традиции, когда за дирижерский пульт становились выдающиеся музыканты, а опереточные образы примеряли лучшие голоса мировой оперы.

    Но все же пряная, задорная история о кознях мстительного друга и неверного супруга, разыгрываемая на Рождество, в любом случае способна создать праздничное настроение - даже тогда, когда режиссура не проявляет характера, а большинство из солистов, кому пришлось играть два спектакля в один день, к вечернему представлению явно устали.

    Самым трогательным было то, с каким вниманием Валерий Гергиев наблюдал за разговорными диалогами солистов. При том, что исконное опереточное смешение непринужденной болтовни с классическим академическим вокалом для певцов почти всегда непростое испытание. Но такие штраусовские шлягеры, как куплеты Адели (Антонина Весенина) и князя Орловского (Екатерина Сергеева) или чардаш Розалинды (Мария Баянкина), публика неизменно ждет с нетерпением.

    Иоганн Штраус совсем не очевидный фаворит Валерия Гергиева, но звучание оркестра очаровывало не только юмором, но и проблеском вагнеровского размаха и россиниевской виртуозности в ансамблях. Но без оркестровой поддержки вся саркастическая глубина и умное очарование "Летучей мыши" исчезали бесследно. Но, как утверждают персонажи этой оперетты, если что пошло не так, то "во всем виновато шампанское".

    Кстати

    Уже 30 декабря артисты Мариинки во главе с Валерием Гергиевым вернутся в Москву, чтобы в Концертном зале им. Чайковского представить оперу Россини "Итальянка в Алжире", главной звездой этого исполнения станет Ильдар Абдразаков в роли Мустафы. А 6 января в зале "Зарядье" Ильдар Абдразаков даст сольный концерт вместе с Симфоническим оркестром "Русская филармония", 7 января в "Зарядье" выступит Хибла Герзмава с Московским государственным академическим симфоническим оркестром. А накануне Нового года, 30 декабря, также в "Зарядье" обещана "Ночь барокко" - концерт немецкой сопрано Симоны Кермес в дуэте с оркестром Pratum Integrum.

    Поделиться