Все началось в декабре 2017 года на извилистой речке Хомутине у села Марково, что недалеко от Благовещенска.
В селе жил одинокий глухой человек Валерий Константинович Мельников. Не старый, чуток за 60, кряжистый и степенный. Слух, а вместе с ним и радость к жизни он потерял, когда ему было 40. Тяжелую простуду лечили литрами антибиотиков, которые вернули к жизни, но отняли все ее звуки.
Свое пенсионное время Валерий Константинович делил на два сезона: летом обихаживал огород, чтобы в конце сезона накрутить в кладовку побольше заготовок, а зимой при помощи метлы, лопаты и совка расписывал на ледовом глянце огромные новогодние открытки. Точь-в-точь какими радовали художники советскую детвору. Потом всю зиму на речной лед ходил как на работу, очищал открытки от снега, подравнивал, шлифовал и по-детски обижался, если озорная ребятня пыталась нарушить его композиции.
Коллеги из "Амурской правды" написали серию репортажей об одиноком художнике из села Марково. К его открыткам началось паломничество: тысячи селфи разлетались по соцсетям, детей привозили на расписной лед Хомутины, как на праздник. Это рукотворное чудо фотографировали даже космонавты с борта орбитальной станции "Мир". Дед Валерий воскрес душой, журналисты стали его друзьями, ему шли сотни писем и открыток со всей страны, малыши писали: "Я хочу, чтобы у меня был такой дедушка..."
Ледовые открытки белым снегом стали рисовать во всех районах области.
Правдивая грань жизни: ледового художника из села Марково полюбила большая страна и невзлюбила родная деревня. Дед Валерий имел характер и свое мнение, мог прийти в сельскую администрацию и громко спросить, до каких пор бродячие собаки будут чувствовать себя вольно на сельских улицах.
- Его недолюбливали и часто называли "звездой" в пренебрежительной тональности, - вспоминает главный редактор газеты "Амурская правда" Елена Павлова.
"Василия Макаровича больше всего не любили в родных Сростках, ему оттуда приходили самые злые анонимки, называли брехуном и зазнайкой. Он места себе не находил после этого, по две пачки в день папирос выкуривал", - говорила мне Лидия Федосеева-Шукшина.
Осенью 2020 года жизнь Валерия Мельникова оборвал ковид. Наступила первая зима без деда Валерия.
- Мы понимали, что без ледовых открыток уже жить нельзя. Они согревали людей, объединяли их и дарили радость,- говорит Елена Павлова.
Газета стала организатором продолжения волшебных историй. Она бросила клич: волшебство не умирает! И люди выходили на заснеженный лед речек своего детства и рисовали...
Село Стойба - это амурский север, крайний и лютый, где зимой морозы в минус 50 на полном серьезе считаются средними. И здесь уже стало традицией делать ледовые открытки. Минувшим летом журналисты собрали в редакции "Амурской правды" настоящий клуб ледовых художников, участвовать в котором приехали человек 30. Люди вставали в четыре утра и наматывали сотни километров ради общения. "А как у вас краска не замерзает? Вы ее паяльной лампой греете?!"
В нынешнем декабре засверкали ледовые композиции на замерзшей речке возле поселка Магдагачи. Он занимает в Приамурье первое место по числу коммунальных аварий на душу населения и, возможно, одно из первых - по частоте смены местной власти. А люди тянутся к сказке!
Руководство локомотивного депо станции Белогорск специально поменяло рабочие графики для машинистов-художников.
Пятьдесят человек в свободное от поездок время мастерят зимние произведения искусства на озерах, вытянувшихся вдоль Транссиба.
Пассажиры поездов долгие зимние месяцы будут любоваться народным творчеством. Случилось обыкновенное чудо: одинокий человек достучался в тысячи душ. В которых не хватает детской сказки, тепла и веры в то, что все будет хорошо.
Обязательно будет!