Восьмая высотка: Каким мог быть архитектурный облик Москвы

Современная Москва хранит в себе множество напоминаний о советской эпохе - и в первую очередь наследие СССР прослеживается в городской архитектуре. Знаменитые высотки, неофициально называемые "семью сестрами" благодаря единообразному стилю, давно стали неотъемлемой частью столичного ландшафта, делая его культурно узнаваемым не только для соотечественников, но и туристов из других стран. Строительство небоскребов пришлось на послевоенные годы и было приурочено к восьмисотлетию Москвы. Величественные сооружения отражали вершину "советского ар-деко" в архитектуре, культивировали героическое прошлое сверхдержавы и в целом способствовали формированию государственной монументальности.
Восьмая высотка - административное здание в Зарядье.
Восьмая высотка - административное здание в Зарядье. / mos.ru

Однако в истории - среди грандиозных строительных проектов - обнаруживаются не менее исполинские недострои. Возвести их не получилось по разным причинам: в одни эскизные планы постоянно вносились корректировки, мешавшие достичь консенсуса, другие же расценивались как финансово нереализуемые. О том, какие архитектурные замыслы так и остались на бумаге и как должна была выглядеть "восьмая сестра" советских многоэтажек, - в материале "РГ".

Восьмая в многоэтажной семье

Советское руководство подошло к вопросу празднования восьмисотлетия Москвы с особым вниманием. Кроме того, свой юбилей столица встречала в 1947 году - необходимо было также учесть и отразить бесценный вклад страны в победу над фашистскими захватчиками.

Совет Министров СССР в январе 1947 года принял постановление "О строительстве в Москве многоэтажных зданий". В документе содержались основные указания по возведению высоток: их облик не должен был повторять стиль архитектурных образцов Запада, а композиционно проекты требовалось соотнести с общим культурным силуэтом города.

План предусматривал строительство восьми многоэтажных зданий, каждое из которых отводилось под одно столетие в истории Москвы. В совокупности высотки символизировали не только столичную монументальность, но и торжественное величие всего Советского Союза как первого в мире социалистического государства, сыгравшего решающую роль в борьбе против нацистских оккупантов. Использовать сооружения намеревались в качестве гостиниц, государственных органов и жилой инфраструктуры, но, несмотря на такое утилитарную направленность, многоэтажки выделялись на фоне городского ландшафта архитектурой и беспрецедентными масштабами.

Правда, восьмому небоскребу, который в проектных эскизах обозначался как административное здание в Зарядье, не суждено было оказаться рядом с другими "высотными сестрами". Примечательно, что закладка фундамента всех многоэтажек произошла в день юбилея Москвы - 7 сентября 1947 - но дальше дело не получило полноценного развития.

Планируемый архитектурный облик Москвы. Фото: mos.ru

Однако старт все же был дан. Так, строительным работам предшествовали мероприятия 1947-1949 годов по сносу прежней квартальной застройки в Зарядье и авральному возведению новых жилых домов для "вынужденных переселенцев". Успели даже разрушить церковь Николы Мокрого - практически единственная "жертва", остальные культурные памятники в историческом районе столицы ведущий архитектор Дмитрий Чечулин постарался сохранить в максимально аутентичном виде.

К слову, Чечулин и главный инженер-конструктор Иосиф Тигранов обвинялись анонимной группой сотрудников архитектурной мастерской института "Моспроект" в халатности и преследовании в первую очередь личных интересов при строительстве высотки в Зарядье. Такого содержания письмо получил первый заместитель председателя Совета Министров СССР Лаврентий Берия, который курировал проект по возведению многоэтажных зданий. Однако принять дисциплинарные и административные меры в отношении Чечулина и Тигранова не вышло - они входили в так называемую "архитектурную элиту" Советского Союза, в том числе благодаря Сталинской премии, которой оба были удостоены в 1949 году за разработку конструкции восьмого небоскреба.

Отставание в установленных сроках возведения здания в Зарядье также было обусловлено действиями Совмина: правительство постоянно вносило в план восьмой высотки качественные изменения, учет которых требовал пересмотр технической концепции и документации. Приходилось заново рассчитывать необходимые мощности и корректировать смету. Так, было увеличено количество планируемых этажей - с 26 до 32, а в конце 1952 года Совет Министров принял решение об увеличении вместительности зала собраний с 1000 до 3000 мест. Все это вызывало промедления в темпах строительных работ, и в конце концов стало понятно, что полностью завершить проект административного здания в Зарядье к 1953 не удастся. Срок сдачи высотки в итоге перенесли на 1954 год.

В окончательном виде восьмой сталинский небоскреб, по крайней мере на бумаге, по проектным размерам в 275 метров должен был стать самым высоким сооружением среди других многоэтажек.

Смена политических векторов

Генеральная смета по возведению высотки в Зарядье попала в распоряжение советского правительства весной 1953 года - после смерти Сталина, идейного вдохновителя и инициатора всего проекта многоэтажных зданий. Тогда Министерство строительства СССР увидело в предоставленных расчетах множество излишних архитектурных решений, которые значительно увеличивали общие расходы.

Берия назначил срок сдачи новой сметы, которая должна была учесть пожелания правительства. Непреодолимым препятствием на дальнейшем пути реализации плана выступила градостроительная политика первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, пришедшего на смену Сталину. В середине двадцатого столетия приоритет отдавался жилищному вопросу и обеспечению всей страны массовыми типовыми домами - "хрущевками".

Фото: mos.ru

Резкая смена политических векторов привела сначала к приостановке строительства высотки в Зарядье в конце 1953 года, а затем - полной заморозке всего проекта. К тому моменту успели возвести только стилобаты и верхнюю часть ступенчатого цоколя сооружения.

Впоследствии Чечулин, не разделявший кампанию Хрущева против архитектурных излишеств, активно занимался разработкой других конструкций на месте нереализованной многоэтажки, и лишь одна инициатива архитектора была в итоге принята на рассмотрение. Так, в 1964-1967 годах на подготовленном стилобате построили гостиницу "Россия", снесенную уже в нынешнем столетии. Теперь в центральном районе Москвы расположился парк "Зарядье" - пожалуй, одна из самых необычных достопримечательностей столицы.

Многочисленные корректировки, переносы, сдвиги, медлительность всей стройки и смерть вождя народов предопределили судьбу "восьмой сестры", поставив точку в сталинской архитектурной эпохе - эпохе советского монументального классицизма.