За растянувшимся по всему городу ограждением завода-гиганта уже идет реновация. Тяжелая техника и бригады строителей разбирают коммуникации и сносят старые цеха и административно-бытовые здания. Исчерпавшие свой ресурс постройки военного времени сменят быстровозводимые светлые и просторные цеха, укомплектованные автоматизированным и роботизированным оборудованием, современной оснасткой и инструментом. В обновление и развитие автозавода в этом году вложили рекордную за последнее десятилетие сумму - 3,3 миллиарда рублей.
В декабре на предприятии стартовала работа крупнейшего логистического центра площадью более 10 тысяч квадратных метров, предназначенного для отгрузки более 90 процентов номенклатуры всех запасных частей для автомобилей "Урал". Его строительство было обусловлено тройным увеличением спроса на оригинальные запчасти после запуска интернет-магазина shop.uralaz.ru и формирования партнерской сети из дилеров и сервисных центров. Кстати, количество таких центров "Урала" увеличилось до 200. А для обучения их персонала завод построил новый функциональный цех по сервисному обслуживанию и ремонту, открыв даже новую специализированную автомойку.
Кроме того, на предприятии появились новый испытательный полигон пилотных моделей техники и цех полного цикла изготовления самосвальных установок и кузовов фургонов вахтовых автобусов. В новом году планируется дооснастить цех роботизированным оборудованием, а также начать строительство нового корпуса для сборки специальных автомобилей.
Параллельно идет разработка нового семейства "Уралов" и продвижение на рынок перспективных базовых моделей грузовиков как капотной, так и бескапотной компоновки. На Международном выставочном форуме в Кубинке миасский автозавод представил сразу несколько инновационных разработок: уникальную линейку автомобилей для Арктики, позволяющих доставлять людей и грузы в условиях бездорожья и экстремально низких температур, первый электрогрузовик, оснащенный гибридной силовой установкой, а также модель грузового беспилотника, разработанного совместно с магнитогорским НПО "Андроидная техника". Такой "автодрон" без кабины и водителя наделен искусственным интеллектом и может применяться на закрытых производственных площадках в условиях, опасных для людей. А электрокар рассматривается как перспективная модель мусоровоза, который сможет практически бесшумно вывозить ТКО с контейнерных площадок по ночам и не тревожить сон жителей. Кстати, внимание специалистов привлек и двухосный автомобиль, являющийся самым легким в гамме уральских грузовиков, напоминающий по характеристикам знаменитый ГАЗ-66.
В декабре автозавод получил от Фонда развития промышленности (ФРП) 18-миллионный грант на возмещение затрат по созданию линейки тяжелых неполноприводных автомобилей на платформах С26 и С33 (Урал RWD). Этот проект помог диверсифицировать номенклатуру вездеходной техники и расширить присутствие на рынке.
- Перед заводом стоит задача занять нишу, освободившуюся после ухода европейских брендов, и дать рынку современные, комфортные и производительные машины, - поясняет руководитель ключевого проекта Сергей Бузин. - Предполагается как изменение внешнего облика, так и внедрение современных решений внутри кабины. Грант фонда мы используем для дальнейшего улучшения стиля грузовиков и отработки конструкторских решений.
Для исключения технологических рисков в серийном производстве на предприятии реализуется комплексная программа импортозамещения. Самым масштабным ее проектом станет организация собственного производства ведущих мостов и передних осей для автомобилей повышенной грузоподъемности, которые сейчас закупаются преимущественно в Китае. Развернуть новые мощности, которые помогут добиться независимости от иностранных комплектующих, предприятию позволили два льготных займа ФРП в сумме семь миллиардов рублей.
Резко возросшие темпы производства потребовали изменений в кадровой и социальной политике предприятия. Объявлен беспрецедентный набор сотрудников. Автозавод готов трудоустроить более 500 специалистов, ведь заказами предприятие уже обеспечено не на одну пятилетку вперед. Особое внимание уделяется непрерывному улучшению условий труда и повышению зарплат. С начала года доходы персонала выросли на 26 процентов, средняя зарплата на предприятии достигла 68 300 рублей, оплата труда рабочих - 69 320 рублей. Увеличен и социальный пакет: для привлечения кадров из других городов появились такие меры поддержки, как компенсация аренды жилья, затрат на междугородний проезд, существенно расширена жилищная программа.
Вместе с Миасским машиностроительным колледжем началась реализация проекта "Профессионалитет". Впервые студенты смогли трудоустроиться на завод с полноценной оплатой труда и бесплатным питанием. Учебное заведение даже внесло корректировки в образовательную программу: теоретическое обучение будет ощутимо дополнено практикой - эти составляющие учебного процесса станут осуществляться в комплексе, что повысит качество подготовки и быстрый профессиональный старт будущих специалистов.
Так что в 2023 год автозавод вступает с выверенной стратегией, увеличенными производственными мощностями и квалифицированными кадрами, подытожили на предприятии.