Постановку для "Стасика" (так меломаны с любовью называют Музыкальный театр им. Станиславского) осуществил хореограф с мировым именем Юрий Посохов. Этот "Щелкунчик" получился и классическим, и новым одновременно. Из гофмановского первоисточника Посохов добавил новых героев. Например, племянника Дроссельмейера. Да и сам Дроссельмейер по задумке хореографа не умудренный летами старичок-философ, а молодой творец, мироздатель. Его танцует худрук балетной труппы театра Максим Севагин. Другой стала и Мари: она - повзрослевшая героиня, которую преобразило прекрасное чувство любви. Все действие разворачивается в гигантской книжке, а мыши скользят по сцене на скейтбордах (художник Полина Бахтина).
В "Щелкунчике" по версии художника Михаила Шемякина, который идет в Мариинском театре с 2001 года, главный элемент декорации - гигантский торт. Ведь поговаривают, что во время первой постановки "Щелкунчика" в 1892 году в антракте зрителям раздавали сладости. Маша и Щелкунчик прилетают в Конфетенбург в дедушкином башмаке. Мыши превращаются в крыс. Так, по словам Михаила Шемякина, он возвращает в "Щелкунчика" "гофмановский дух" и снимает налет "детского утренника".
Еще один "Щелкунчик" в Мариинском театре идет в версии Василия Вайнонена. Роскошно оформленный спектакль Мариуса Петипа, поставленный в Мариинке в 1892 году, более чем через сорок лет устарел. Поэтому в 1934-м в афише Мариинки появился новый "Щелкунчик" Вайнонена. "Сценарий Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши)", - писал хореограф, который по сути сочинил спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Эта версия через двадцать лет, была возобновлена в оформлении художника Симона Вирсаладзе. Сегодня она - на сцене Мариинки.
Кстати, версию Вайнонена увидели и в Москве. В 1939 году хореограф перенес ее в Большой. В 1966-м тот спектакль сменила постановка Юрия Григоровича. До Григоровича детские роли в "Щелкунчике" играли воспитанники хореографического училища. А Григорович передал их взрослым артистам. Это позволило усложнить хореографию детских сцен. Балет обрел сквозной сюжет, охватывающий оба акта. Это тот самый балет в репертуаре Большого, за билетами на который каждый год выстраиваются огромные очереди.
Подготовила Елизавета Курилова