Виталий Ставицкий: Промышленный дизайн формирует интеллектуальный потенциал страны

В 2022 году в Москве впервые прошел конкурс решений индустриального дизайна "Фабрика дизайна", совместный проект столичного Агентства креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Союза Дизайнеров России (СДР).
Фото IPQuorum

Накануне Нового года IPQuorum попросил главу Союза Дизайнеров Виталия Ставицкого объяснить, почему это событие стало важным для индустрии и чего ждать в будущем.

- Каких результатов удалось добиться и чем особенно гордитесь?

- Конкурс "Фабрика дизайна" направлен на решение основной задачи по включению индустриального дизайна в производственные цепочки российских промышленных компаний, созданию качественных оригинальных импортозамещающих дизайн-решений для отечественных производителей, а также выстраиванию коммуникаций между московскими дизайнерами и крупными заказчиками.

В рамках проекта было отобрано 137 задача и запрос от бизнеса, около 500 дизайнеров приняли участие, 69 команд стали финалистами. Результат - подписано 22 соглашения на сегодня между командами-участниками Фабрики и компаниями, в рамках которых будет продолжена работа как по поставленным задачам, так и по новым проектам, которые должны быть реализованы в ближайшее время и запущены в производство.

Не зря же мы вошли в шорт-лист премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards.

- Чем "Фабрика дизайна" отличается от других конкурсов в области дизайна?

- "Фабрика дизайна" - это не типичный конкурс, где выбирают лучшие из уже присланных работ. Это множество реальных запросов от бизнеса по направлениям "Приборы", "Мебель", "Продакт-дизайн", "Легпром", "Упаковка", "Транспорт", "Средовой дизайн", возможность поработать с ведущими российскими промышленными дизайнерами - кураторами и трекерами направлений, получить дополнительный опыт и прокачать свои навыки. Это живой рабочий процесс для участников и команд длиной в несколько месяцев - от идеи до презентации решения перед авторитетным жюри в формате питч-сессии, где можно продемонстрировать свои возможности и потенциал, заключить соглашение и подписать договор с одним из десятков компаний-заказчиков.

- Как много разработок, сделанных во время конкурса, пойдет в реальное производство?

- Цикл от дизайн-решения до начала производства достаточно продолжительный и может продлиться до одного года и более. Мы очень надеемся, что их будет более 20 по результатам проекта, но даже если решений будет меньше, но они будут прорывными и помогут сформировать новую конкурентную среду и новые рынки, то первая "Фабрика дизайна" прошла не зря.

- Какое решение, представленное на конкурсе, понравилось вам больше всего и почему?

- Решений интересных на конкурсе было много, и назвать одно, которое понравилось больше всего, сложно. Топ-50 финалистов можно посмотреть на сайте designfactory.moscow. Я думаю, на этот вопрос должен ответить бизнес и конечный потребитель.

- Какой опыт вынесли участники данного проекта?

- Дизайн - это тяжелая работа, которая формирует поток, направленный на развитие бизнеса, дающий ему энергию, вдохновляющий на исследование, целеполагание и достижение цели.

- Насколько развитие промышленного дизайна влияет на национальный промышленный суверенитет?

- Промышленный дизайн формирует интеллектуальный потенциал, упаковывает инновационные решения, увеличивает производительность, экономический рост, расширяет производственные мощности и формирует новые рабочие места.

- Партнером конкурса выступает Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Насколько важно, что столичные власти уделяют пристальное внимание развитию промышленного дизайна и появлению новых имен?

- Промышленный дизайн становится частью развития комфортной среды и образа жизни Москвы. Партнерство с АКИ позволило повысить внимание столичного бизнеса к Фабрике и вывести конкурс на федеральный уровень (участники из 67 регионов РФ). В ближайшее время планируем совместно с Агентством креативных индустрий реализовать проект, направленный на популяризацию лиц московской индустрии дизайна и их решений для бизнеса, как часть программы формирования политики в области дизайна города.

- По итогам конкурса какие меры поддержки, на ваш взгляд, необходимы в области промышленного дизайна?

- Сегодня необходимы меры, направленные на популяризацию отечественной индустрии дизайна: развитие грантовых программ на разработку, исследования и промышленный дизайн для новых товаров, продуктов и услуг, создание центров дизайна, отечественного программного обеспечения нового поколения и налоговых льгот.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.