"Это критически важно - включить менингококковую инфекцию в Национальный календарь профилактических прививок как можно раньше. Этот шаг к тому же соответствует глобальной дорожной карте ВОЗ по достижению целей в области борьбы с менингитом, запущенной в 2021 году, - пояснил Ян Власов. - Мы в ВСП видим необходимость дополнительных усилий со стороны государства и экспертного сообщества для развития системы вакцинопрофилактики, отечественной фарминдустрии с целью развития производства, в том числе инновационных направлений. Тем более это важно в меняющейся геополитической ситуации, более сложной эпидемиологической обстановке. На фоне роста потока мигрантов ситуация с менингококком будет только ухудшаться".
В этом году в России зафиксированы значительные вспышки заболеваемости менингитом, в том числе, в Москве, - сообщали в Роспотребнадзоре. Достаточно вспомнить о недавнем случае на подмосковном складе Ozon, когда за короткое время пришлось госпитализировать более двадцати человек.
Тревожную динамику подтверждают и в Iminfin: за январь - сентябрь 2022 года мониторинг зафиксировал трехзначный прирост случаев заболеваемости генерализованными формами менингококковой инфекции (+134% по сравнению с 2021 годом). За первые 9 месяцев 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 заболеваемость выросла более чем в 2,4 раза. Среди детей - в 1,5 раза.
"Менингококковая инфекция - непредсказуемое и смертельно опасное инфекционное заболевание, которое может унести жизнь человека в течение суток. Дети раннего и дошкольного возраста входят в наиболее уязвимую группу, в группе особого риска - подростки 13-17 лет, лица старше 60 лет", - поясняет Ян Власов.
"Если не лечить менингококковую инфекцию, то летальность достигает 90%, при несвоевременном лечении - 20%.Причем лечение одного больного с тяжелой формой течения заболевания может обойтись государству в 17-20 млн рублей", - говорит президент Детского научно-клинического центра детских инфекций ФМБА России Юрий Лобзин.
Эксперты единодушны: вакцинация остается самым эффективным способом профилактики инфекционных заболеваний у детей и взрослых, и это в полной степени относится и к менингококку.
"Достичь необходимого уровня иммунизации населения и предотвратить вспышки менингита невозможно, пока эта инфекция не включена в Национальный календарь прививок. По плану это должно произойти с 2025 года, но рост заболеваемости заставляет нас говорить о необходимости поторопиться", - отмечает Ян Власов.
Сейчас прививки от менингококка выполняют детям лишь в нескольких регионах. Но в большинстве случаев без подтвержденного контакта с больным сделать прививку можно только платно, что делает ее малодоступной или недоступной для подавляющего числа детей и подростков, - подчеркивает Власов.
В ВСП считают, что любые изменения в Нацкалендаре прививок должны сопровождаться соответствующим финансовым обеспечением. Например, с начала 2022 года в НКПП предусмотрен охват всех детей комбинированными вакцинами, однако за этими изменениями не последовало соответствующего увеличения бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
"Вспышки инфекционного менингита и других вакциноуправляемых инфекций диктуют необходимость скорейших изменений календаре и подходах к его финансированию. ВСП считает, что необходимо значительно увеличить финансирование исполнения национального календаря профилактических прививок в объёме, предусмотренном законом об иммунопрофилактике. А для этого нужно разработать более эффективную и результативную модель финансирования каждого из направлений иммунопрофилактики, что позволит обеспечить качественную вакцинацию в рамках Нацкалендаря и достигнуть максимальной защиты населения от вакциноуправляемых инфекций, - подчеркивает Ян Власов. - Соответствующие изменения в бюджете можно предусмотреть с 2024 года, бюджет 2023 года уже сверстан. При этом готовиться предоставить обоснование экспертному сообществу для увеличения бюджета нужно уже сейчас".
Для дальнейшего совершенствования НКПП при условии увеличения бюджета должны быть предоставлены соответствующие финансово-экономические обоснования, которые могут быть применимы сразу для разных вакциноуправляемых инфекций. Единой методики для разработки подобных обоснований не существует. ВСП планирует инициировать эту работу.
"От экспертного сообщества в целом требуется объединение усилий для создания единых стандартизированных подходов в части актуализации методик, бюджета для развития календаря прививок, пересмотр закупочных цен, других мер стимулирования отечественных производителей", - говорит эксперт.
Нуждаются в расчете потребности вакцин и производители. Расширять календарь профилактических прививок без учета реальной себестоимости производства препаратов, формирования гарантированного спроса на вакцины невозможно.
"Производства, локализованные на территории страны, остро нуждаются в господдержке. Ведь речь идет по сути о национальной лекарственной безопасности страны. Производителям нужны гарантии сбыта продукции, причем касается это и вакцин. Нужно вводить элементы плановой экономики в фарминдустрии для качественного процесса импортозамещения. Госзаказ на стабильной основе обеспечит загрузку производств, гарантирует сбыт продукции. Уже имеющиеся отечественные производственные площадки смогут расширить ассортимент выпускаемых препаратов, развивать инновации. Речь идет о госзаказе примерно для 30% лекарственных препаратов, производство которых должно быть налажено в стране в рамках импортозамещения и не предусматривает переход в полной мере на плановую экономику, что приведет к разрушению рынка в связи с ограничением конкуренции. А перспективы для развития инновационного производства в России огромные", - заключил Ян Власов.
Справка "РГ"
По данным Минздрава России, в марте 2022 года в России были зарегистрированы 123 вакцины для профилактики 36 заболеваний. Из них только 97 вакцин выпускается на территории страны. Есть также перечень вакциноуправляемых инфекций, представляющих биологическую угрозу, против которых отсутствуют отечественные вакцины. Среди этих инфекций - пневмококковая инфекция, ветряная оспа, ротавирусная инфекция, менингококковая инфекция (кроме серотипов А и С), папилломавирусная инфекция.