Спектакль был поставлен в 2010 году, но его ждала грустная судьба: зал на Дубровке еще хранил тяжелые воспоминания о судьбе заложников террористической атаки, и зрители по понятным причинам избегали туда ходить. При том, что нашедшие в себе мужество пойти были абсолютно счастливы: свет и любовь, которые нес спектакль, были как целительный бальзам.
Мудрая сказка, где зрителя бросало из пучин печали в просветляющий катарсис финала - невероятного, волшебного и чудесного, но единственно возможного. Сказка, в которой так много заложено базовых человеческих истин, что ставить ее в полном объеме мало кто рискует.
Это был, кроме того, поединок искусства театра и искусства кино. Ведь уже есть абсолютный шедевр, сотворенный Марком Захаровым и всем знакомый вплоть до каждой фразы, разлетевшейся на афоризмы. В искусстве по идее нет эталонов, но Захаров доказал: они есть. Сравнения были неизбежны, ностальгия по шедевру - тоже. И вот была предпринята почти безнадежная и потому отчаянно интересная попытка поверх сотворенного в телекино сотворить свое - уже средствами сцены.
Это не режиссер Иван Поповски хотел одолеть режиссера Марка Захарова - это театр доказывал, что у него собственные, иные способы сразить публику.
Музыки, написанной Геннадием Гладковым для фильма, для сценического мюзикла не хватало, композитор дописал довольно много новых номеров. Но и фильм имел свои неизбежные потери в сравнении с пьесой: треть блистательных диалогов в него не вошли просто из-за опасения сделать картину безразмерной. В спектакле они сохранились. Актеры их играют азартно, броско, смакуя потрясающий текст Евгения Шварца и находя в нем все новые оттенки. Алексей Иващенко здесь выступал в качестве продюсера, но внес много своего в режиссерское решение мюзикла и даже играл роль Волшебника.
В версии, которая сейчас появилась на канале Алексея Иващенко в YouTube, Волшебника играет Игорь Балалаев, Хозяйку - Элена Денисенко, Принцессу - Юлия Пак, Медведя - Павел Хрулев, Короля - Юрий Мазихин, Министра-администратора - Антон Эльдаров, Эмилию - Оксана Костецкая.
Сегодня смотреть этот спектакль и весело, и грустно. Он как трепетное воспоминание о прекрасной, но несбывшейся грезе.