Строя планы на 2023 год, музеи могли рассчитывать на трех китов: собственные коллекции, сотрудничество с коллегами из федеральных, региональных и частных музеев, обмен с музеями стран СНГ. Новая тенденция - расширение контактов музеев с институтами РАН и российскими государственными архивами.
Перед вами - очень сжатый "словарь" выставочной программы на 2023.
Третьяковская галерея продолжает открытие художников русского авангарда. В самом конце ноября в Новой Третьяковке откроется первая большая ретроспектива Алексея Моргунова (1884-1935), живописца-экспериментатора, друга и соратника Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина. На выставке будет представлен парижский период творчества, неопримитивизм времен группы "Ослиный хвост", движение от кубофутуризма к беспредметности и возвращение к фигуративности в 1920-е…
Работы Моргунова хранятся в 28 музеях и архивах России и зарубежья. Самая крупная коллекция его произведений принадлежит Государственному музею искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Нукус). Прекрасные образцы хранятся в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева (Алма-Ата). Работы из этих музеев надеемся увидеть на выставке.
Выставка "Выбор Добычиной", что откроется в июне в Музее русского импрессионизма, обещает стать одним из открытий года. Надежда Добычина - очень интересная фигура художественной жизни начала ХХ века. Достаточно сказать, что именно в Художественном бюро, созданном ею в Санкт-Петербурге, в 1910-е годы состоялась персональная выставка Наталии Гончаровой и "Последняя футуристическая выставка картин "0,10". Та самая, где красный угол занимал "Черный квадрат" Малевича.
Добычина поддерживала Марка Шагала и Василия Кандинского, она сформировала свою коллекцию, в которой были работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна… На выставке обещают показать произведения из личного собрания Добычиной, работы, что были на выставках в Художественном бюро. Сегодня они в музеях и частных собраниях.
К февралю 2023 года РОСИЗО готовит масштабный выставочный проект, посвященный 100-летию создания СССР, - "ДК СССР". Название отсылает, конечно, к Домам культуры, которые возникли задолго до революции 1917 года, но развитие получили в советское время. С другой стороны, проект, видимо, не обойдет вниманием феномен искусства, как тогда говорили, "национального по форме, социалистического по содержанию". И, вероятно, предложит новый взгляд на него из XXI века.
В конце апреля ГМИИ им. А.С.Пушкина открывает выставку "Золото сарматских вождей".
О раскопках Генриха Шлимана, который был уверен, что нашел гомеровскую Трою, все знают. О раскопках Филипповских курганов, которые открыли наследие сарматов эпохи железного века, знают только специалисты. Раскопки проводились относительно недавно: в 1986-1990, 2004-2009 и 2013-2014 годах. Их вели Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, Приуральская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Оренбурский педагогический университет.
Про Гомера и древних греков все знают. А кто такие сарматы? Их племена кочевали между Сибирью, Южным Уралом и Причерноморьем. Письменности у них не было. Но, судя по находкам, была интересная культура. Среди более 1000 вещей, обнаруженных во время последних раскопок, нашли фрагменты одежды с нашивками. Одежда была женская, видимо, принадлежала жрице. На одежде было 656 штампованных нашивок из золотого листа - с изображениями цветов-розетт, сцен терзания сайгака пантерой; сайгака, свернутого в кольцо. Золотые цепочки из мелких литых деталей служили "бахромой" шали, а рукава (как полагали ученые) рубахи были расшиты золотым и разноцветным стеклянным бисером, образующим сложный орнамент.
В 2021 году ГМИИ имени А.С.Пушкина предложил помощь в реставрации уникальных находок. Результаты этой работы и будут показаны на выставке.
Осенью 2023 года Пушкинский и Эрмитаж обещают совместный проект "Испанская живопись из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа".
О том, как тасовали коллекции музеев в СССР в 1930-1950-е годы, зрители имеют представление после выставок коллекций Щукина и Морозовых. Но история "разделения" коснулась не только собраний Музея нового западного искусства, но и старой живописи. В частности - испанской.
ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаж, объединяя шедевры старой испанской живописи из своих собраний, обещают показать историю и общие истоки своих коллекций.
Испанская коллекция в Эрмитаже многим обязана Александру I, который купил картины из собраний Гортензии Богарне, Мануэля Годоя и Хуана де ла Кадены. Плюс на волне интереса к народной войне против Наполеона в Испании царь приобрел испанскую живопись из коллекции Уильяма Кузвельта. Но работы испанских мастеров уже были и в собраниях Г. Уолпола, И.Э. Гоцковского, графа Г. Брюля, Л.-А. Кроза, приобретенных еще в XVIII веке бабушкой Александра I. В итоге Эрмитаж стал обладателем хорошего собрания работ испанских мастеров.
Коллекция московского Музея изящных искусств формировалась в 1924 году, когда в музее была создана картинная галерея. Ее создали, потому что в музей поступали картины национализированных частных собраний Румянцевского музея, Шуваловского дворца-музея…
Не очень понятно, почему в московский музей начали передавать работы испанских мастеров из Эрмитажа. Причем в 1930-м году порой парные картины делили "по-братски". Так "Мальчик с собакой" Бартоломео Эстебана Мурильо остался в Эрмитаже, а его же картина "Девочка с корзиной фруктов" отправилась в Москву. Аналогично поделили натюрморты Антонио Переды-и-Сальгадо: "Натюрморт с поставцом" остался в Эрмитаже, "Натюрморт с часами" - приехал в ГМИИ.
После войны в Фонд перемещенных ценностей в ГМИИ им. А.С.Пушкина попали картины Эль Греко, Гойи, Мурильо. Они за пределами Пушкинского никогда не показывались.
А дополнят старых мастеров испанские сюжеты, которые увлекали русских художников. Речь прежде всего о Врубеле, Головине, Гончаровой… Диалог русских художников с испанской живописью позволит увидеть общий европейский контекст, в котором развивалось отечественное искусство.
В середине мая Третьяковская галерея открывает для публики здание своего филиала в Самаре. Знаменитая Фабрика-кухня, шедевр архитектуры советского конструктивизма, отреставрирована и превратится в "фабрику искусств". Первый проект, который представит музей здесь, - "На вкус и цвет…".
Ключевым мотивом выставки станет еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в искусстве с XIX века по настоящее время. Главными героями, как можно предположить, окажутся натюрморт, портреты пирующих и картины трапезы. Нет, "Едоков картофеля" Ван Гога из Амстердама не обещают. Но в Самаре будут представлены шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: от картин Федотова, Перова, Кустодиева до полотен Петрова-Водкина, Серебряковой, Гончаровой, Машкова… Всего почти 150 произведений из музейных и частных собраний.
Летом 2023 года Московский музей современного искусства (ММОМА) откроет в Магадане выставку в рамках фестиваля современного искусства "Территория". Проект станет продолжением знакомства горожан с коллекцией искусства ХХ века московского музея. В 2017 году ММОМА показывал в Магадане выставку "Театр - территория свободы", в 2019 - "Пейзаж вечный, пейзаж меняющийся".
Коллекцию русского искусства ХХ века, собранную Игорем Савицким для музея в Нукусе, представлять не надо. Ее история, как и создание коллекции Георгия Костаки, одна из легенд советской музейной жизни второй половины ХХ века. Сокровища Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого Республики Каракалпакстан можно было видеть в Москве на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2017 году. Весной 2023 года РОСИЗО обещает в музее "Новый Иерусалим" показать "неизвестных художников советского поставангарда 1920−1930-х годов".
Выставка "Отличники", которую в феврале откроет Музей русского импрессионизма, могла бы называться "Пенсионеры". Именно так именовали лучших выпускников Императорской Академии художеств, которые получали средства от Академии на поездку в Европу для продолжения учебы и работы. И если в Англии отправиться в европейский образовательный "гранд-тур" могли позволить себе аристократы, то в России со времен Петра государство заботилось о качественном образовании талантливых мастеров. Эта традиция учебы художников в Европе благополучно дожила с XVIII века до ХХ-го.
Музей русского импрессионизма решил посмотреть, как учились в Европе молодые художники на рубеже XIX-XX веков. Среди тех выпускников Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, чьи пенсионерские работы привлекли внимание кураторов, извесные все люди: от Бориса Кустодиева и Исаака Бродского до Александра Яковлева и Василия Шухаева… Идея в том, чтобы уловить обретение собственного "голоса". Увидеть момент превращения ученика в мастера, а заодно зафиксировать предвестие нового поворота в развитии отечественного искусства…
Среди участников проекта - Третьяковская галерея, Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.
Что касается зрителей, то им, чтобы попасть в Париж времен Курбе, достаточно будет подняться на лифте на третий этаж. Там откроется выставка с работами Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штука… Словом, тех европейских мастеров, о творчестве которых думали, спорили, размышляли "отличники" Академии художеств.
Столетие Ольги Ройтенберг ГМИИ имени А.С.Пушкина отметит в сентябре выставкой "Из бездны забвения. Ольга Ройтенберг и история плеяды".
Ольга Ройтенберг (1923-2001) совсем не была похожа на создателя ковчега, где от потопа спаслись все твари по паре. Тем не менее, ее книга "Неужели кто-то вспомнил, что мы были?.. Из истории художественной жизни. 1925-1935" стала своего рода ковчегом, который спас из вод Леты имена и произведения десятков замечательных художников, учившихся во ВХУТЕМАСе в 1920-х - начале 1930-х. Обвиненные в формализме, расстрелянные, угасшие в сталинских лагерях, погибшие на войне или просто отлученные от творчества, они могли бы быть названы "потерянным поколением". Когда Ольга Осиповна пришла к одной из художниц с просьбой показать работы и рассказать об учебе во ВХУТЕМАСе, та изумилась: "Неужели кто-то вспомнил, что мы были…".
Ройтенберг начала собирать материал для книги о вычеркнутом из коллективной памяти поколении в 1970-е. По крупицам воссоздавала историю "плеяды", как она назвала тех выпускников ВХУТЕМАСа, кто в 1920-1930-е были отринуты официальной культурой… Собрала уникальный архив, в который вошли графика и живопись, воспоминания художников о своих товарищах и педагогах ВХУТЕМАСа, их фотографии, письма, дневники и личные документы. С 2020 года это собрание находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в отделе графики, отделе личных коллекций и отделе рукописей.
К 150-летию со дня рождения Николая Рериха (1874-1947) Третьяковская галерея делает большой проект, где наследие мыслителя, археолога, путешественника, художника будет представлено как явление российской и мировой культуры. Он откроется 10 октября. К этому времени должен быть отреставрирован театральный задник, расписанный Рерихом в 1908 году для "Половецких плясок". Этот балет был среди хитов первого сезона русских балетов Дягилева. Кроме более ста живописных и графических произведений из разных музеев, в экпозиции будут представлены половецкие идолы и памятники искусства древней Азии, тибетские тханки, мемориальные предметы, архивные материалы, книги Н.К. Рериха об археологии, путешествиях, а также философские труды.
Ставка на развитие регионов не сегодня появилась. Более того, если говорить о современном искусстве, то регионы еще и фору столицам могли дать. Роман и Неля Коржовы, художники из Самары, проводили международную биеннале в селе Ширяево на Волге с 1999 года, сделав биеннале опорой для создания филиала ГЦСИ (теперь в составе ГМИИ им. А.С.Пушкина). Ширяевская биеннале не состоялась в 2020-м и в 2022-м.
В 2023-м Новая Третьяковка планирует уже в феврале выставку "Неля и Роман Коржовы. Соавторы не заключают соглашений". Творчество обоих мастеров представляет открытую систему. Не случайно темой последней несостоявшейся Ширяевской биеннале они назвали "Доверие". Неля Коржова воссоздает на живописных полотнах реальность, которая восходит к кадрам фильмов Антониони, Джармуша, Бертолуччи… А видеоработы Романа Коржова строятся на длительном статичном документировании реальности. Иначе говоря, реальность становится соавтором художника.
ГМИИ имени А.С.Пушкина и Эрмитаж решили продолжить серию совместных блокбастеров, которая была открыта парижскими выставками коллекций Сергея Щукина и Ивана и Михаила Морозовых в Фонде Louis Vuitton.
В новом году они продолжат представлять европейское искусство из своих коллекций, но уже в России. На этот раз в фокусе внимания - XVIII век. Эпоха Дидро и Руссо, Бюффона и Вольтера, Гельвеция и Кондерсе вошла в историю вместе с созданной просветителями Энциклопедией и… Салонами современного искусства в Лувре. Строгим их критиком и законодателем вкуса стал Дени Дидро.
Проект, посвященный легендарным выставкам в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже времен Людовика XVI и Марии Антуанетты, Пушкинский откроет в мае. А к декабрю 2023 года он переедет в Эрмитаж. Выставка называется "Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века".
За возможность сделать эту выставку мы не в последнюю очередь должны быть признательны Екатерине II, которая приобрела библиотеку Дидро, когда тот оказался в затруднительном положении. Поэтому на выставке Пушкинский сможет воссоздать "воображаемый кабинет" Дидро с трудами философа, книгами из его библиотеки и экземплярами рукописного журнала "Литературная корреспонденция", для которого и предназначались его обзоры. Этот журнал рассылался по подписке два раза в месяц монархам Европы, в том числе Екатерине II.
Но кабинет философа завершит экспозицию, а откроется она с истории Салонов. Они проходили в Лувре: в Пале-Рояле, Большой галерее и Квадратном салоне. Последний и дал название выставкам. Оно прижилось чуть ли не на полтора века. Продолжится сюжет - показом живописи, графики и скульптуры Франции XVIII века. Ну, а в центре внимания будут, естественно, "Салоны" Дени Дидро - его обзоры выставок.
Проект объединит более 150 произведений из собраний Пушкинского музея и Эрмитажа, а также Исторического музея, музея-заповедника "Павловск", Тверской областной картинной галереи, коллекций "Архангельского" и "Кускова". Редкие документы покажет Российский государственный архив древних актов (РГАДА).