У каждого - свое имя и своя миссия. Один является хранителем жизни и долголетия, другой - повелевает зимой, третий… Впрочем, со многими из них вы можете познакомиться сами. Они ждут гостей в своих резиденциях. Выбирайте!
Новогодних сказочных персонажей изначально не было в традиции чувашского народа. Они появились в последние десять - двадцать лет назад. И сегодня аналог российского Деда Мороза - это зимний волшебник Хель Мучи.
В переводе с чувашского это означает Старик Мороз. Он живет в деревне Кшауши, в этноэкологическом комплексе "Ясна", в 30 километрах от Чебкосар. Здесь находится его резиденция, в которой он принимает гостей и устраивает для них традиционный чувашский новогодний праздник "Сурхури".
Внешне чувашский волшебник напоминает обычного Деда Мороза. Он носит кафтан и отороченную мехом шапку, украшенные национальным орнаментом. Хель Мучи подпоясан белым кушаком. В руке у него, как и положено зимнему волшебнику, большой посох. От других национальных Дедов Морозов Хель Мучи отличается большими музыкальными талантами. Он не только сам изготавливает древние музыкальные инструменты: шахлич, купас, кавал, най, но и прекрасно играет на них.
Главной помощницей кудесника является его внучка - Юр Пике (Снегурочка), что по-чувашски означает Снежная Красавица. В резиденции волшебника в Ясне она заведует новогодней мастерской, в которой для гостей Хель Мучи приготовлено много сувениров. Также Хель Мучи сопровождают герои народных сказок и легенд: Арщюри (Леший) и Камака (Тетушка Печка).
На левом берегу Волги в своей вотчине ведет прием Симбирский Дед Мороз. Зимний волшебник на постоянной основе прописался среди заснеженных сосен в парке "40-летия ВЛКСМ". В его владения входит зоопарк, горки, главную парковую елку и другие развлекательные площадки.
Пять лет назад эту фишку как одно из предпраздничных развлекательных мероприятий открыли, не думая продолжать на следующий год. "Но дети приходили и спрашивали, где Дед Мороз. Тогда мы решили повторить и назвали территорию Вотчиной Симбирского Деда Мороза, - рассказал директор паркового комплекса "Русские забавы" Денис Саврандейкин.
Так временная резиденция была преобразована в вотчину. Теперь каждый может прийти в гости к Деду Морозу, рассказать стихотворение и положить письмо с пожеланиями в почтовый ящик. Принимает гостей зимний волшебник в тереме, в музее подарков Деду Морозу.
Здесь также хранятся поделки воспитанников детских садов и школ Ульяновска. Уже пятый год резиденция проводит конкурс поделок, авторов самых лучших изделий награждают в день рождения Деда Мороза - 11 декабря. На празднике бывает много детей с родителями. Их развлекает сам именинник, Снегурочка и многие другие праздничные персонажи.
В Саранске в резиденции зимнего волшебника сразу два хозяина - Дед Мороз и его мордовский коллега Якшам Атя. Холодный Дед - так звучит имя этого персонажа на языках мокша и эрзя. Они принимают маленьких гостей в Мордовском государственном национальном театре.
"Резиденция будет работать до 6 января. Ребят ждет сказочное действо с участием Якшам Атя и его друзей. В программе - игры и представление, чудеса и фокусы, веселые задания, яркие и вкусные сюрпризы, - рассказали в театре. - Кстати, резиденция мордовского Деда Мороза пользуется популярностью не только у местной детворы, но и у приезжих туристов".
Как и положено зимним волшебникам, Якшам Атя и его спутница Ловонь Стирнясь (Снегурочка) предстают перед гостями исключительно в белом облачении, украшенном национальной вышивкой. Посох мордовского Деда Мороза украшен звенящими бубенчиками. Ездит он в белых санях, запряженных белыми конями.
Несмотря на древний возраст, Якшам Атя не отстает от жизни: так, в период пандемии, когда массовые хороводы под елкой попали под запретом, он поздравлял детей онлайн, создавая им новогоднее настроение. Дедушка завел себе электронную почту, странички в социальных сетях и лихо общался с ребятами с помощью видеозвонков в мессенджерах. Еще одна любопытная деталь: выяснилось, что многие из маленьких друзей Холодного Деда живут далеко за пределами Мордовии.
Татарский брат Деда Мороза - Кыш Бабай, зимний волшебник-даритель.
По легенде древних тюрков, Кыш Бабаем народ называл божество, которому подчинялась зима. Он всегда устраивал праздник и приглашал других богов и духов тюркского пантеона.
Одеяние современного татарского зимнего волшебника подчеркивают национальные особенности. Преобладающий цвет костюма и шубы - зеленый, особо почитаемый мусульманами. Вместо шапки - отделанная мехом тюбетейка. Наряд украшен традиционным орнаментом.
В такой же стилистике выполнена и одежда главной помощницы Кыш Бабая - Кар Кызы. К слову, она дочь, а не внучка, как у остальных новогодних чародеев.
У татарского волшебника внушительная свита: могучий и смелый Батыр (Богатырь), дух леса Шурале, дух воды Су Анасы, девушка-воительница Алтынчэч (Златовласка), герои старинной восточной легенды о большой и трагической любви Тахир и Зухра (аналог Ромео и Джульэтты), Змей Горыныч Аждаха, старушка Убырла (Баба Яга) и скорее забавный, чем злой Шайтан (Черт).
Все сказочные герои живут в резиденции Кыш Бабая, расположенной в 80 километрах от Казани в селе Яна Кырлай. Побывать в гостях у дедушки могут все желающие, но прежде им придется изучить карту Шурале и пройти испытания. Только после этого можно будет попасть к Кыш Бабаю, в гостиной которого находятся чудесные дубы-шептуны. В них можно прошептать свое самое заветное желание, и оно обязательно сбудется.
К слову, в резиденцию татарского Деда Мороза владения на берегу реки Аи превращаются лишь зимой. В остальное время года это литературный музей Габдуллы Тукая - в селе Яна Кырлай великий татарский поэт провел детство.
Главный зимний волшебник в Марий Эл - Йушто Кугыза, что на языке народа мари означает Холодный Дедушка. Его родиной считается село Кукнур на севере республики, а первые упоминания в фольклоре относятся к Х веку.
По преданию, именно здесь Йушто Кугыза жил в большом каменном доме вместе со своей семьей: женой Йушто Кува, дочерью Теле (Зима) и сыном Пораном (Вьюга). Также в семье была внучка, которую звали Лумудыр - Снежной Девочкой. С ней сегодня марийский волшебник и принимает гостей.
Внешне Йушто Кугыза напоминает традиционного Деда Мороза, но есть и отличия. У него большая белая борода, длинный белоснежный тулуп и рукавицы, украшенные национальным марийским орнаментом, меховая шапка с белым верхом, волшебный посох из дерева. Подпоясан он красным кушаком.
С 2012 года Йушто Кугыза является официально зарегистрированным жителем Марий Эл. Он получил настоящее свидетельство о рождении, где указана место и примерное время рождения, имя и даже члены семьи.
В Карелии - необычный новогодний волшебник. Не традиционный седовласый Дедушка Мороз с басовитым голосом и мешком с подарками, а молодой Морозец по имени Паккайне.
Он и является символом небольшого карельского города Олонец, в котором у него собственная резиденция. Располагается она в Олонецком национальном музее - в деревянном двухэтажном доме купца Второй гильдии Куттуева.
Все началось чуть более 20 лет назад, когда решили проводить первые Олонецкие игры Дедов Морозов и придумывали собственный персонаж, хозяина новогоднего праздника. Тогда-то и решили, что это будет не только сказочный герой, но и настоящий, потомок купцов, которые когда-то жили в городе.
И у него есть своя история. Как-то купеческая семья отправилась с товарами на ярмарку. Хозяйка была на сносях. И надо же, именно в пути прямо в санях она родила мальчика. Это было 1 декабря. А так как стоял морозец, то его и назвали Паккайне, что в переводе с карельского языка и значит - морозец, морозенок. Мальчик быстро рос, был веселым, активным и сообразительным. От родителей достался ему коммерческий дар. Он ездил по городам и весям, торговал олонецкими кружевами.
1 декабря, в день рождения персонажа, в городе каждый год проводят Олонецкие игры Дедов Морозов, на которые съезжаются зимние волшебники из разных регионов России, Беларуси. Встречает всех Паккайне.
"А вот и те сани, в которых я родился, - говорит корреспонденту "РГ" Паккайне. - Я их храню. Да и вообще все здесь напоминает купеческий дом с настоящей утварью и предметами быта. Тут даже есть кладовая с коллекцией уникальных новогодних игрушек и украшений. Их более двух тысяч, в том числе и очень редкие, еще начала прошлого века".
Морозец говорит, а сам посматривает в старое зеркало на стене: как сидит на нем головной убор и все ли в порядке с прической? Такой Паккайне - любит покрасоваться, но вместе с тем он и большой балагур, со всеми подружится, найдет общий язык. Его очень любят дети. И шлют письма не только из разных городов России, но и из других стран.
У Паккайне есть еще замечательная традиция. 1 декабря он ждет новостей из родильного отделения районной больницы. Если в этот день появится на свет мальчик, обязательно отправляется поздравить и маму, и малыша. Не остаются без внимания Паккайне и одинокие пожилые люди.
Теперь у него появилась и подруга Луминайне. Они ходят исключительно в карельских национальных костюмах. Бороды у Паккайне нет, он все еще молод, ходит в сапогах и без посоха, он ему тоже не нужен, и носит молодцеватый красный картуз. А еще очень дружит с главным Дедом Морозом из Великого Устюга и бывает у него в гостях.
Ямал Ири - самый любимый дедушка на Ямале. Каждый новый год он отправляется в турне по округу на оленьей упряжке, чтобы вручить ребятишкам подарки и устроить самый настоящий праздник.
Большую часть времени Ямал Ири проводит в трудах и заботах в своей резиденции, недалеко от столицы Ямала. Живет, как и полагается коренным северянам, в чуме. Просыпается рано утром, умывается ледяной водой, облачается в малицу-шубу из шкур оленей, и выходит на прогулку по своим сказочным владениям. Он великолепный рассказчик северных легенд и мифов народов ненцев и манси. Ямальский Дед Мороз с радостью встречает гостей, потчует сладкими угощениями и исполняет желания.
Длинные седые волосы Ямальский Волшебник собирает сзади в небольшую косичку, усы и борода у него очень пышные. Всегда берет с собой волшебный деревянный посох, украшенный причудливым северным орнаментом. Прикоснешься к нему, и исполнится самое сокровенное желанье. Есть у Ири волшебный шаманский бубен, который делает добрых людей сильнее, а злых - добрее.
А еще Ямал Ири очень современный дедушка. Он, например, с легкостью зажигает, пускается в пляс даже под самую модную музыку. Он умеет управлять праздничным вездеходом. Пересаживается на него, когда олени устали, а ребятня с нетерпеньем ждет подарков, и нужно к каждому вовремя успеть.
Но и это еще не все. Ямал Ири еще и дедушка с активной жизненной позицией. Когда российскую фигуристку Камилу Валиеву прошлой зимой засудили на Олимпиаде в Пекине и за нее переживала вся страна, ямальский Дед Мороз сам смело встал на коньки и исполнил танец в ее поддержку.
Бурятского Деда Мороза зовут Сагаан Убген, что на бурятском означает Белый Старец.
От других Дедов Морозов его можно отличить по четкам и посоху с головой морского дракона. Белый старец обычно одет в украшенные национальным бурятским орнаментом шубу и шапку с богатым мехом. Резиденция бурятского Деда Мороза с 2013 года находится в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Удэ.
Волшебник со своими помощниками часто ездит по республике, посещает детские учреждения, устраивает праздники. Интересно, что Сагаан Убген, по сути, обычным Дедом Морозом не является, ведь Белый Старец у буддистов - хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в пантеоне богов. Культу Белого Старца более двух тысяч лет, он уходит корнями еще в добуддийский период. Получается, Сагаан Убген лет на 800 старше Деда Мороза.
Интересно, что роль Сагаана Убгена бессменно с 2006 года исполняет заслуженный артист России Дамбадугар Бочиктоев, который служит в Бурятском драматическом театре. Чтобы использовать образ Белого Старца, артисту, сыгравшему в театре и кино более 150 ролей, пришлось получать разрешение Сангхи - буддийской общины. После специальной церемонии в Иволгинском дацане буддийские лидеры позволили артисту появляться в праздничные новогодние дни в образе Белого Старца.
Сагаан Убген - хозяин фестиваля "Сказочный Сагаалган", который приурочен к празднованию буддийского Нового года (он наступит 20 февраля). С 2008 года он проходит в Улан-Уде и длится пять дней. В гости к Сагаану Убгену приезжают другие сказочные волшебники.
Главный зимний волшебник Якутии - Чысхаан, пожалуй, самый суровый из российских Дедов Морозов. Ведь на якутском его имя означает ничто иное как Пронзительный Холод, да еще со студеным ветром.
Якутский дух холода - это старец с длинной белой бородой, одетый в кафтан с нагрудником, украшенными традиционными якутскими и эвенкийскими орнаментами и шапку с высокими рогами, символизирующую Быка Зимы. Ведь мифический Чысхаан - получеловек-полубык. Его не спутаешь с другими зимними волшебниками.
По легенде с наступлением зимы из Северного Ледовитого океана появляется исполинский бык. Чем сильнее морозы, тем крупнее у него становятся рога. Но в январе падает один рог (серьезные морозы закончились), в феврале - другой (жди весны). А в марте отваливается и голова. В мае бык тает и по реке Лене возвращается обратно в океан, чтобы возродиться к следующей зиме.
Резиденция Чысхаана находится на полюсе холода - в якутском Оймяконе в ледяной пещере у горы Эбе-Хая, в царстве вечной мерзлоты. Здесь суровый старец принимает гостей и показывает свои владения. В тронном зале хранится главное сокровище Чысхаана - символ холода, который в первый день зимы он торжественно передает Деду Морозу. Здесь же прекрасные хрустальные скульптуры. В мастерской Повелителя Холода представлены уникальные работы, созданные местными умельцами.
Чысхаану не пишут письма, он не водит с детворой хороводы. Чаще всего его функция, так скажем, представительская. Вместе с своей внучкой Хаарчааной он часто представляет Республику Саха на крупных мероприятиях, гостит на различных праздниках.
Чысхаан является главным лицом ежегодного республиканского фестиваля "Зима начинается с Якутии". На Полюсе Холода он проводит традиционный обряд алгыс. Благословляя круговорот жизни, тепла и холода, в этот раз он сказал: "Да воцарится на время зима и холод, пусть будет тверд духом и телом человек. Пусть начнется шествие зимы по всей планете Земля, неся ценности солидарности, взаимопомощи, добра и красоты!"
В Кабардино-Балкарии Деда Мороза зовут Уэс Дадэ. Известно о нем не очень много, но от своих коллег он отличается достаточно сильно.
На голове седобородый дедушка носит белую папаху, и черную черкеску, а вот поверх нее может быть надета и бурка - горская шуба из валяной овечьей шерсти.
Вместо посоха Уэс Дадэ носит с собой кинжал. А если быть точнее - это холодное оружие называется кама, мужчины на Кавказе традиционно цепляли такой на пояс. Однако несмотря на этот довольно грозный атрибут Снежный Дедушка - добрый персонаж. А передвигается он либо пешком, спускаясь на праздник с гор, либо на верном коне.
На Кавказе особенное внимание уделяют уважению к старшим и Уэс Дадэ несет подарки тем детям, которые вели себя вежливо и почтительно, слушались взрослых. Сопровождает горца огромный орел, который помогает и с доставкой подарков, и с почтой. К сожалению, сегодня Уэс Дадэ редко приходит на праздники в республике.
Тол Бабай в переводе с удмуртского - Холодный Дед. Этот сказочный герой живет в одном из самых красивых районов республики - в Шарканском район, который называют удмуртской Швейцарией. Здесь у Тол Бабая собственная усадьба, где он принимает гостей не только зимой, но и летом.
И он работает - охраняет природу, животных и растения, сажает деревья, играет с детворой и дарит подарки. Много ходит, опираясь на любимый посох, изогнутый, многое повидавший и, разумеется, исполняющий желания. Говорят, что чаще всего желания загадывают девушки, которые хотят выйти замуж или молодые женщины, метающие о ребенке. И эти желания всегда сбываются.
Летняя жара нисколько не мешает древнему старцу быть активным круглый год - здоровье у холодного деда отменное, как и рост. Не зря считается, что он представитель древнего рода великанов-алангасаров, которые когда-то жили на этой земле.
На плечах Тол Бабая не мешок, а короб из бересты - традиционный удмуртской пестерь, в котором дед хранит сказки и легенды.
Тол Бабай - дед небедный, живет не в ледяной избушке, в большом деревянном доме, а его резиденция занимает площадь более семи гектаров. К тому же он известный модник - зимний кафтан необычного фиолетового цвета. Именно этот цвет у удмуртов символизирует материальное благополучие.
Есть у Тол Бабая главная, но не единственная помощница, которая хоть и не приходится ему кровной родственницей, но считается внучкой. Удмуртскую Снегурочку зовут Лымы Ныл, что значит Снежная девушка. Ее соткала из снежинок Метель и отправила на подмогу Тол Бабаю. Обязанности Лымы Ныл - вести хозяйство и встречать гостей.
Кроме нее в усадьбе живут и работают и другие сказочные персонажи: Обыда - Баба Яга, Вумурт - Водяной и Нюлэсмурт - леший. Они отвечают за развлечения гостей. Здесь можно не только послушать сказки, станцевать, и попробовать национальную удмуртскую кухню, но и покататься на лыжах, тюбингах, коньках, а летом - на лодках, катамаранах и лошадях.
Сколько лет удмуртскому деду Морозу точно никто не знает, даже он сам. Зато дату рождения помнят все - 8 декабря. В этот день Тол Бабаю дарят его любимое мороженое.
Кстати, Тол Бабай ходит по домам и квартирам исключительно пешком. Лишь в крайнем случае, когда нужно отправиться очень далеко, на помощь приходят лоси. Это символ Удмуртии, потому лось и на посохе волшебника. А чтобы Тол Бабай успел поздравить всех, часы дарят ему лишнее время - целый дополнительный час. Получается, что в новогодних сутках в Удмуртии не 24, а 25 часов.
В Калмыкии Деда Мороза называют Аав Киитн - Дедушка Холод или Холодный Дедушка. Единого мнения о том, как он выглядит, нет.
Многие жители степной республики не могут его точно описать. Но некоторые знатоки-эксперты и предприниматели, создающие образ Аав Киитн, чтобы привлечь туристов, считают, что калмыцкий Дед Мороз носит теплую длиннополую зимнюю одежду кочевников и шапку из заячьего меха, украшенную красными повязками. А ездит он не на оленьей упряжке, а на сайгаках. Впрочем, это только одна из версий.
У Аав Киитн есть не только внучка Цасна Кююкн Девочка из снега, но и внук Шина Джил (Новогодний Мальчик). Дедушка Холод вместо посоха носит кнут и походную сумку с кремнем и огнивом. А в гости он приходит не в полночь, а в первое новогоднее утро.
Все тексты сюжета "Отдых и туризм в России" читайте здесь.