Во Франции несколько заводов переходят на ночную работу, чтобы сэкономить на электричестве

Завод Accuride, что в городе Труа (департамент Об), на котором трудятся 240 рабочих и инженеров, впервые за всю историю своего существования переходит на ночной график работы.
FRANCOIS NASCIMBENI / AFP

Это предприятие, специализирующееся на производстве колесных дисков для всех видов автомобилей, как легковых, так и грузовых разной тоннажности, вплоть до нынешнего года функционировало по схеме две смены по восемь часов с 5 утра до 21 часа. А вот теперь утренняя смена по указанию дирекции становится ночной - с 21:00 до 5:00.

Надо ли говорить о том, что новый график большинству персонала пришелся не по нутру. Народ ропщет, но изменить это решение не в силах. Чем же объясняют такую радикальную перемену в администрации Accuride?

Острой необходимостью в условиях, когда стоимость электроэнергии во Франции бьет все немыслимые рекорды, запускать режим строгой экономии. Дело в том, что по существующему регламенту ночной тариф примерно на 15 процентов ниже, чем утренний.

По словам директора завода Юго Дюгре, этим фактором в нынешней ситуации ни в коем случае нельзя пренебрегать.

"Посмотрите, что происходит, - рассказывает предприниматель. - В 2021 году мы заплатили за электричество 1,8 миллиона евро, а в 2022-м были вынуждены выложить по этим счетам уже 4,4 миллиона, то есть в два с половиной раза больше".

Есть и еще один фактор, который учитывают в дирекции. Это проблема возможных веерных отключений, к которым нынешней зимой может прибегнуть RTE - оператор системы распределения электроэнергии во Франции. Об этом было официально заявлено минувшей осенью.

Так вот, для завода по производству автомобильных дисков такая перспектива - что нож острый. Как объяснил месье Юго Дюгре, если заводские станки внезапно отключат от энергопитания, то их может так заклинить, что на разблокировку "уйдут не то, что многие часы, а полные дни".

Заметим, что к переход к ночной работе по сходным соображениям заинтересовал целый ряд других предприятий страны. К примеру, автомобильный завод на севере-западе страны в нормандском городе Дьепп, металлургические комбинаты Setforge и Ascometal в Лотарингии, фабрика по производству паркета в Миене, что в Бургундии. Однако в куда более тяжелом положении оказались французские пекари. Те самые, что ежедневно выпекают десятки миллионов багетов, внесенных в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, за что незадолго до рождественских праздников их расхваливал на все лады нынешний хозяин Елисейского дворца.

Увы, над многими из них, если не над большинством, теперь нависла вполне реальная угроза закрытия. Причина все та же - заоблачные цены на электроэнергию, без которой выпечка багетов и прочих хлебобулочных изделий невозможна во всех 30 с лишним тысячах булочных и пекарен.

Стенания хлебопеков сейчас раздаются со всех уголков Франции.

"В январе за электричество нам придется платить 16 тысяч евро вместо четырех тысяч, как было раньше", - жалуется хозяин хлебной лавки в местечке Шевильи-Ляру, что к югу от Парижа.

"В ноябре мне выставили счет в 1100 евро, что уже было в два раза больше, чем в предыдущем месяце, а в декабре электрокомпания подняла планку уже до 2300 евро. Что делать? Будем останавливать печи", - такую мрачную перспективу обрисовал владелец столичной булочной "La Castellane".

"Наши дни сочтены, если правительство не окажет помощь", - возмущается Надеж Амате, которая вместе с мужем держит булочную-кондитерскую в Лонс-ле-Сонье, что на востоке страны в департаменте Юра. Ей приходится сейчас платить за электричество в три раза дороже, чем пару-тройку месяцев назад.

Чтобы сбить растущую волну недовольства хлебопеков - с которыми, что немаловажно, миллионы французов общаются в ежедневном режиме, - власти сейчас пытаются хоть как-то облегчить их участь. Так, на днях премьер-министр Элизабет Борн пообещала им "отсрочку оплаты налогов и социальных взносов".

Но хватит ли этого, чтобы перед лицом надвигающейся катастрофы спасти гильдию тружеников, которыми гордится вся Франция?