Сегодня православные христиане отмечают праздник Рождества Христова. Почему это событие не теряет свое значение в глазах современных людей и остается значимым для верующих и неверующих? В чем его сила?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Короткое, но полное драматизма евангельское повествование о Рождестве своим сюжетом точно может заинтересовать не только верующих и церковных людей. Во-первых, это семейная история. Семья отправилась в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Там негде было остановиться, и пришлось спрятаться от холода в хлеву. Начались роды.
Другая важная сторона Рождественской истории - повествование об ангелах, которые появились на небе, их увидели пастухи и убоялись. Но ангел Господень сказал им: не бойтесь, вас ждет великая радость. Причем радость была обещана не только иудеям, на земле которых это все происходило, но всем людям.
Еще одна линия Рождественского повествования: волхвы - инородцы! - увидели на небе звезду и устремились к ней.
Наконец, когда этот полный необычных событий сюжет завершился рождением Мессии, услышавший об этом царь Ирод, опасаясь за свою власть, приказал истребить всех младенцев в Вифлееме, чтобы рожденный там Царь Иудейский был убит вместе с ними. "Глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий" - это тоже часть Рождественского сюжета, незабываемая уже по своей трагичности.
И вся эта история, пересказанная чуть ли не на одной странице, не перестает волновать и переполнять чувствами самых разных людей.
Этого сюжета и его роли в истории человечества уже никогда не обойти.
Если в человечьем обличье родился Бог, Тот, кто нас спасет, то тут уже не так важно деление на верующих и неверующих, потому что это радость, как говорится в одном Евангелии - "совершенная" (в другом - "великая").
Совершенство этой радости задает происшедшему не только эмоциональный, душевный, но и духовный заряд. Люди ощущают такую радость, только соединяясь с Богом.
Сомневающимся или сверхрациональным персонам я бы посоветовал сходить на Рождественскую службу и посмотреть на лица людей в храме. В этот день как раз можно понять, как люди испытывают эту радость и какова ее основа.
Получается, что для неверующих Рождество это уже такой архетипический случай, и его невозможно выбросить из мирового общественного сознания?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Конечно, невозможно.
И в сюжете Рождества нам предлагается еще одна очень важная вещь…
Ангел Господень говорит пастухам: не бойтесь!
Со страхом, которым была пронизана жизнь человечества на протяжении многих и многих веков, мы, к сожалению, не распрощались. Он остается одной из самых важных наших эмоций, часто лежащей в основе всего нашего психического состояния… Люди постоянно опасаются самых разных угроз. То своему благополучию, то ограничению свободу. С нами страх одиночества, бедности, нищеты, голода, безработицы, бездомности, стихийных бедствий, катастроф, болезней - собственных и своих близких. Фобии, тревоги, панические состояния сопровождают человеческую жизнь. Люди жаждут защиты. Актуальны любые рецепты, связанные с победой над страхом. И христианство дает нам этот рецепт. Оно говорит: только любовь, которая порождается соединением человека с Богом, и есть главный способ защиты.
Весь драматический сюжет Рождества, и все эмоции вокруг него продиктованы жаждой нелицемерной любви, без которой невозможно победить все наши фобии.
Этот сюжет и его смыслы - очень живая вещь. Поэтому нас так волнует все, связанное с этим праздником. Я знаю людей, которые не считают себя христианами, но два раза в год - на Рождество и Пасху - приходят в храм. Чтобы окунуться в этот поток вдохновляющей радости и защиты для очень многих людей. Поэтому Рождество не забывали во все эпохи. И в эпохи гонений на христиан воцерковленные и невоцерковленные люди любили этот праздник.
Вы помните Рождество советского времени, празднуемое неверующими?
Протоиерей Владимир Вигилянский: В 70-е годы я работал в Институте искусствознания и еще не был крещен. Среди искусствоведов нашего сектора была христианка, известный киновед Нея Зоркая. И она всегда - раз в году - приглашала нас, весь сектор, 15 человек ( я там был самым молодым) к себе домой на Рождество. Там нас ждал обильный Рождественский ужин, люди за ним собирались очень-очень разные, половина из них потом стали немалыми знаменитостями. Но вся эта интеллектуальная элита неизменно каждый год приходила к Нее Зоркой на Рождественский ужин. Советские времена, но никто, даже неверующие, на мог подать свой голос против праздника Рождества.
Так что я точно знаю, что интеллигенция в советское время праздновала Рождество, пусть и не в церкви. И часто праздновала его больше, чем Новый год и другие светские праздники.
Рождество отразилось в несметном количестве художественных образов…
Протоиерей Владимир Вигилянский: Переполненность нашей культуры христианством меня поразила еще тогда, когда я потихоньку начал воцерковляться.
Без преувеличения, миллионы картин посвящены Рождественскому событию. 20 веков Рождество вдохновляло художников создавать свои образы.
А поэзия? Я еще в советское время начал собирать свои собственные антологии стихов на христианскую тему. И сразу заметил, что Рождество в нашей словесной поэтической культуре на первом месте.
Недавно откопал одну такую антологию стихов и опять был потрясен. Русская поэзия особенно отличилась Рождественской темой, начиная от Лермонтова и кончая Бродским. И Фет, И Блок, и Пастернак, и Бунин, и Вячеслав Иванов, и Ходасевич, и Есенин, и Владимир Соловьев, Гумилев переводил стихи о Рождестве - все отметились связанностью с этим событием…
Бродский написал 10 стихотворений, посвященных Рождеству!
Я муж поэта, Олеси Николаевой, у нее тоже пять стихотворений посвящено этому празднику.
У вас есть любимые строки из ее рождественских стихов?
Протоиерей Владимир Вигилянский: …О, сердце! Ты - вертеп таинственный,/срываешься на верхних нотах,/когда рождается Единственный/Младенец там, в твоих темнотах!
Слышала однажды от католика, что Рождество это радостно-гармоничный и скорее католический по духу праздник, а православные больше любят Пасху - драму и трагедию внутри Радости Воскресения.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Сказать, что для католиков главное Рождество, а для нас Пасха, это богословски неверно.
Путь Богочеловека от Рождества до Пасхи не разорвать. Рождество без Пасхи и Пасха без Рождества невозможны.
А спрашивать, какой праздник вам ближе, это все равно, что спрашивать, кого ты больше любишь - папу или маму?
Другое дело, что Рождество, как праздник, несомненно богаче преданиями, красивыми легендами, милыми сказками, народными верованиями. Елка, ясли, вертеп, дары, которые принесли волхвы-звездочеты… Легенда о том, как рожденному младенцу Христу поклонились разные деревья, и как при этом в стороне стояла елочка…
Невозможно представить Пасху обросшей такими милыми сказками…
Протоиерей Владимир Вигилянский: Да, потому что Пасха - это такая надежда людям на вечную жизнь! Одномоментное чудо из чудес, к которому все шло через страшные события - пытки, неправедные суды, убийство Бога. Апостол Павел сказал: если Бог не воскрес, то вера наша тщетна. Как отрезал.
И конечно, к этому всему не прирастают милые сказки и легенды. А Рождество, особенно в западном христианстве, обросло немалыми сопутствующими сказочными сюжетами.
Недавно в новостях появилось сообщение, что на Западе указывают на слишком высокую христианско-центричность праздника Рождества. Это поражает, особенно если вспомнить, что западная цивилизация создана христианством! А уж культура тем более.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Моя старшая дочь преподает во французском лицее (это разбросанные по всему миру лицеи Дюма), там учатся французские дети, и им запрещено говорить "Рождество Христово". "Рождество" и все. А когда дети задают вопрос, чье же это Рождество, то им запрещено отвечать. Якобы это может расстроить людей другой веры. Какая-то странная, лукавая толерантность, если не дьявольский обман.
Ну как и кого может расстроить признание в том, что это Рождество Христово?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Замечательный поэт Семен Липкин рассказывал мне, что он попал в Одессе в гимназию в 1917 году по 3-процентной норме для евреев. И там преподавали Закон Божий. Дети из еврейских семей, естественно, могли не ходить на эти уроки. Но он записался, дав хороший повод священнику- законоучителю покрикивать на гимназистов: еврей Липкин лучше знает Закон Божий, чем вы, олухи.
Я его спросил: Семен Израилевич, а зачем вы записались? Он говорит: ну как же, я нахожусь в окружении православных христиан и должен знать, по какому закону они живут. Зачем оставаться в неведении? - ответил он мне, уже будучи стариком.
В этом есть очевидное преимущество знания контекста - культурного, человеческого. И это же не принуждение принять веру, но разворачивающаяся перед тобой традиция.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Да, и сейчас это актуально. Ну хорошо, ты другой религии, но ты должен знать, что люди вокруг тебя празднуют… Почему это знание должно тебя оскорбить, если оно не оскорбляло Семена Липкина, когда он ходил на уроки Закона Божьего…
Все эти стыдные самоукоры то французов, то немцев "Елка оскорбляет мусульман" - какое-то странное лукавство.
Рождество 2023 года мы встречаем в условиях специальной военной операции. И как бы кому не хотелось спрятаться в сказочный уют праздника, время вносит во все это драматические и трагические ощущения. Что вы можете сказать тем, кто находится на пике испытаний - воюет, сидит в блиндажах и окопах?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Фронт - это место, где уповают не только на военачальников и стратегов. Там, как нигде, уповают на помощь Божию. Как и Великая Отечественная война, специальная военная операция устанавливает иную связь людей с Богом. Приближает их к Нему намного эффективнее любых миссионеров.
Те, кто воюет на СВО, должны знать, что о них молится вся церковь. Что в ней ежедневно возносят молитвы о воинах. А молитва это очень важная метафизическая связь.
У нас в храме два алтарника - очень близкие всем нам люди, по сути наши дети - мобилизованы… Понимаете, это не просто сын прихожанки, которого никто никогда не видел, этих людей знает весь храм, вся община. Они пришли к нам первоклассниками, на наших глазах стали мужами, и мобилизованы на фронт. Еще один наш прихожанин, юрист, отец двоих детей ушел на СВО добровольцем. Так что для нас это все очень близко, кровно завязано, и очень серьезно.
И я им и всем, кто с ними рядом, хочу сказать: знайте, вы не одиноки - ни на фронте, ни дома. Вы у нас в сердце, в душе, мы о вас постоянно помним.
Желаем вам здоровья. Желаем, чтобы вы были живы. И никогда не растеряли ту связь с Богом, которую обрели.
Ну и, конечно, у нас в храме тоже собирают помощь для беженцев и раненых. Создают волонтерские проекты, отсылают собранное воинам и - что тоже важно - семьям воинов. Те, чей сын, брат, отец, муж оторваны от дома и воюют в зоне СВО, тоже не должны быть забыты.